Артюхин Степан Владимирович. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

Теория и методика создания единого валютного пространства.

Современные процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории оптимального валютного пространства, созданной лауреатом Нобелевской премии (1999 г.) Р. Манделлом. В 1961 г. он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория стала основой формирования европейского экономического и валютного союза.

Под оптимальным валютным пространством понимается группа государств, которые пришли к соглашению проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики — развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие свободному движению капитала между этими странами, обеспечение устойчивого экономического роста.

В соответствии с этой теорией для создания оптимального валютного пространства необходимы следующие условия:

  • наличие политической воли;
  • свободное движение товаров и факторов производства между странами;
  • активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков.
  • обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу, в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов.
  • в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют деятельность между собой;
  • в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений.
  • внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой, что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли.

Теория оптимального валютного пространства, подтвержденная практикой, является теоретической базой разработки концепций валютно-финансовой интеграции других региональных объединений. [1]

История создания Евросоюза, как наиболее успешного примера создания единого валютного пространства.

В1989 г. министр финансов Франции Ж. Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы. Этот план включал в себя:

  • осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ЕС;
  • учреждение центрального банка ЕС;
  • замену национальных валют единой валютой ЕС.

Реализация первого этапа началась с 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей и Европейского валютного института — прообраза Европейского центрального банка.

В 1992 г. в Маастрихте подписываются Маастрихтские соглашения. В них были сформулированы основные требования к странам — претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу.

1 января 1994 г. во Франкфурте-на-Майне создан Европейский валютный институт, целью которого была подготовка создания европейской системы центральных банков. Это ознаменовало начало второго этапа введения общей валюты.

Основные задачи Европейского валютного института:

  • усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
  • осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В соответствии с уставом Европейский валютный институт отвечал за проведение следующих мероприятий:

  • разработку основных правил и стандартов бухгалтерского учета в целях составления консолидированной отчетности европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовку теоретических основ построения ЕСЦБ и организацию коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

В 1995 г. стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»:

  • дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
  • государственный долг должен составлять менее 60% от BBП;
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;
  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Без выполнения этих жестких условий переход на единую валюту бесполезен. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее развитые, следствием чего будет обесценение евро и в перспективе — угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта стран ЕС. В декабре 1996 г. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г. Заключительными шагами на пути к образованию европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 г. Пакта стабильности и роста, определяющего бюджетную дисциплину стран — участниц ЕЭВС (дополнения к Пакту были представлены в мае 1998 г. в Декларации Совета Европы);
  • определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС. вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту.

В число стран, вводящих евро, вошли 11 из 15 государств Европейского союза: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Однако Великобритания, Дания и Швеция отказались ввести евро. Экономическое положение Греции в тот период не соответствовало критериям введения евро; Греция ввела евро с 1 января 2001 г.

25 мая 1998 г. правительства 11 стран-участниц утвердили Президента, вице-президента и четырех членов исполнительной дирекции Европейского центрального банка (ЕЦБ). Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998 г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а следовательно, и европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский валютный институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999 г. в условиях функционирования европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

Замена национальной валюты на евро позволяет добиться снижения затрат на производство в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки — не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики стран.

Существование различных валют ежегодно обходилось предприятиям европейских стран в 20-25 млрд ЭКЮ, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т.д.

Ввод общеевропейской валюты предусматривался поэтапно.

Первый этап. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран — участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в зону евро на первом этапе. Европейский валютный институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998 г. Совет управляющих Европейского центрального банка одобрил проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты.

Второй этап начался с 1 января 1999 г. и продлился до 1 января 2002 г. ЭКЮ — расчетная единица Европейского союза — упразднена, и ей на смену введена новая общеевропейская денежная единица — евро. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 г.).

Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран — участниц ЕЭВС всс счета ведут в евро, всс межбанковские расчеты и операции рефинансирования также проводятся в евро. С 1 января 1999 г. в евро проводятся операции на финансовых рынках и эмиссия государственных ценных бумаг.

В безналичных расчетах внутри стран — участниц «зоны евро» до 1 января 2002 г. евро использовались наравне с национальными валютами. Специальные процедуры пересчета изымаемых национальных валют в евро позволили избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран — участниц ЕЭВС в период параллельного хождения осуществляли конверсию национальных валют в евро (и обратно) без взимания комиссии и предоставляли выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте.

Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу.

Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ (TARGET), объединяющая национальные системы обработки платежей в реальном масштабе времени (RTGS).

Третий этап. На третьем этапе, начавшемся 1 января 2002 г., выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжалось с 1 января по 30 июня 2002 г.; при этом каждая страна самостоятельно определяла сроки параллельного хождения национальной валюты. С 1 июля 2002 г. евро является единственным законным средством платежа на территории стран-участниц.

Четвертый этап начался 1 июля 2002 г., когда прекратились все расчеты в национальных валютах стран — участниц ЕЭВС. Оставшиеся на руках у населения суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но только в банке — из платежного оборота национальные валюты выведены полностью.

Сегодня Европейская валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики.

ЕВС — валютная система группы стран, входящих в Евросоюз (ЕС). Членство в ЕС вовсе не предполагает автоматического участия в ЕВС.

ЕВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать уже упоминавшимся критериям «финансового здоровья».

В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского союза (ERM I).

В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам вступления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.

Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать в ERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги в евро. Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках. Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например. Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам. Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы. [1]

История создания БРИКС.

БРИКС (англ. BRICS) – группа из пяти быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно‑Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa).

Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина “на полях” сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.

Вторая встреча на уровне министеров иностранных дел стран БРИК состоялась вновь “на полях” сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке 24 сентября 2007 года. На ней были приняты решения о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске консультационного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также о налаживании регулярных контактов по линии посольств и постпредств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах. Таким образом, была заложена основа для выведения на постоянную основу четырехстороннего взаимодействия по линии МИД.

9 июля 2008 года “на полях” мероприятий “Группы восьми” в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырех стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.

В дополнение к межмидовским контактам был налажен диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан‑Паулу накануне мероприятий финансовой “двадцатки” прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран – согласовано совместное коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также контактов между их заместителями.

Вершиной четырехстороннего диалога стал первый саммит стран БРИК, состоявшийся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге.

По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли совместное заявление, а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

В итоговых документах саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов.

Лидеры четырех стран одобрили предложения по дальнейшему развитию диалога в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены не только встречи министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков. На саммите получил поддержку и начавшийся диалог четырех стран по проблематике международной безопасности.

Второй саммит стран БРИК состоялся 16 апреля 2010 года в бразильской столице Бразилиа.

Участники саммита обсудили такие темы, как взаимодействие в контексте международных усилий по преодолению глобального финансово‑экономического кризиса и задач посткризисного развития, в том числе в рамках процессов саммитов “Группы двадцати”, актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и ядерную безопасность, проблематику изменения климата, новые перспективные направления сотрудничества в формате БРИК. Среди региональных вопросов – иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити.

По итогам консультаций лидеры БРИК приняли совместное заявление, в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально‑экономического развития Бразилии и Экспортно‑импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве. [2]

Перспективы и проблемы в БРИКС.

БРИКС играет далеко не последнюю роль в мировой экономике, а потенциал входящих в нее государств столь велик, что к 2050 г. они вполне могут стать  доминирующими экономическими системами. Налаживать политические связи внутри блока и решать вопросы взаимного сотрудничества страны начали еще в 2006 г.

Уже сейчас место, которое страны БРИКС занимают в мировой экономике, не может не впечатлять, и их все чаще и чаще сравнивают с G7. На эту «пятерку» приходится 40% населения планеты, 15% мирового ВВП и 15% международной торговли (рис. 1).

Рис.1. БРИКС: Цифры и факты. brics2015.ruРис.1. БРИКС: Цифры и факты. brics2015.ru

В 2010 г. на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) были выделены факторы, оказывающие негативное влияние на ведение бизнеса в каждой из стран БРИКС (табл. 1).

Таблица 1. Факторы, препятствующие развитию бизнеса в странах БРИКС

Таблица 1. Факторы, препятствующие развитию бизнеса в странах БРИКСИсточники: ВЭФ, отчет о глобальной конкурентоспособности 2010–2011 гг. «Ключевые индикаторы», с. 106–287.

Кроме того, важно понимать, что несмотря на общий высокий уровень ВВП, о котором шла речь выше, страны БРИКС демонстрируют крайне низкие показатели на душу населения и не попадают по этому ключевому критерию в список первых 50 государств.

Между тем нельзя не признать, что помимо хороших темпов роста и схожих проблем у этих экономик не так уж много общего. Если страны БРИКС ведут примерно одинаковую политику, это не всегда обусловлено одними и теми же причинами. Государствам блока следует менять структуру экономики, но ставить перед собой разные цели. Например, Китай слишком долго делал упор на экспорт товаров и внутреннюю инфраструктуру, и руководству страны пора серьезно подумать о стимулировании внутреннего потребления. России необходимо ослабить зависимость экономики от спроса на природные ресурсы, совершенствуя институциональную среду, повышая качество образования, обеспечивая более интенсивную конкуренцию, содействуя развитию предпринимательства и др.

Экономический и финансовый кризис осени 2008 г. затронул Россию сильнее других государств БРИКС  – в 2009 г. из-за резкого падения цен на нефть ВВП снизился на 7,9% .

Блок БРИКС возник как площадка для обсуждения экономических проблем и обмена идеями, однако в последнее время попытки стран –участниц этого союза выработать общий подход к политике становятся все более и более отчетливыми.

В плане экономики БРИКС декларирует реформирование устаревшей мировой финансовой системы. Развивающиеся страны хотят добиться того, чтобы их интересы учитывались при построении новой международной финансовой системы и развитии макроэкономики в целом. Так, государства БРИКС выразили готовность внести вклад в увеличение кредитных ресурсов МВФ, но только при условии расширения своего влияния при принятии ключевых решений фонда. Руководство БРИКС недовольно действующими квотами и структурой распределения голосов в МВФ, в которой ведущая роль по-прежнему отводится США, Европе и Японии. Кроме того, Россия, Бразилия, Китай, Индия и ЮАР изъявили желание в ближайшем будущем перейти на использование национальных валют во взаимной торговле. Первый шаг к этому уже сделан – банки «пятерки» подписали соглашение о предоставлении кредитов в валютах своих стран. Также появилась идея создать Банк развития по модели Всемирного банка, предназначенный для мобилизации ресурсов в инфраструктурные проекты и обеспечения устойчивого роста развивающихся экономик. [3]

Президент России Владимир Путин утвердил ратификацию соглашения о создании Нового банка развития, учреждаемого странами БРИКС.

Соглашение было подписано 15 июля 2014 года в бразильском городе Форталеза. Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР учреждают эту структуру для финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.

Предполагается трехуровневая система корпоративного управления – совет управляющих, совет директоров и президент. Первым руководителем банка станет представитель Индии, первым председателем совета директоров – бразилец, а совет управляющих возглавит, как сообщил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак, министр финансов РФ Антон Силуанов.

Объем разрешенного капитала банка составит 100 млрд долларов, распределенного капитала – 50 млрд, оплаченного – 10 млрд. Капитал распределяется пропорционально между участниками. Доля России – 2 млрд долларов.

В Минфине надеются, что Новый банк развития заработает до конца года и выйдет на полную мощность через четыре-пять лет. Соглашение открыто для присоединения новых участников – членов ООН, в том числе из числа развивающихся и развитых стран. Штаб-квартира банка будет в Шанхае. [4]

Первое заседание совета управляющих Нового банка развития, созданного странами БРИКС в июле 2014 года, прошло в Уфе. Первым президентом банка стал представитель Индии, штаб-квартира организации будет располагаться в Китае.

Главной задачей банка является финансирование инфраструктурных проектов в государствах БРИКС и развивающихся странах. [5]

Страны БРИКС начали консультации о создании многосторонней финансовой системы, аналогичной SWIFT.

«Министры финансов и руководители Центробанков стран БРИКС обсуждают весь комплекс вопросов, в том числе и тематику организации платежных систем и перспективы перехода в возрастающей степени на расчеты в национальных валютах», — сказал замминистра Сергей Рябков.

При этом Рябков прозрачно намекнул, что цель создания системы — уйти в международных расчетах из-под контроля США и ЕС.

«SWIFT это или не SWIFT, речь в любом случае идет о возможности создания многосторонней платежной системы в формате объединения, которая бы обеспечивала большую независимость, а точнее, создавала бы определенную гарантию для стран от рисков, связанных с произвольными решениями в этой сфере, которые могут приниматься странами, в юрисдикции которых находятся действующие платежные системы», — отметил замглавы МИД РФ.

На сегодня SWIFT — система № 1 в мире по передаче финансовой информации. К ней подключены несколько десятков тысяч банков по всему миру. Ежедневный объем операций внутри системы — 6 триллионов долларов в день. Причем, Россия «сидит» в SWIFT чрезвычайно плотно.

В ходе антироссийской санкционной войны стало ясно, что SWIFT может стать одним из рычагов давления на РФ. Еще осенью 2014 года на Западе начали звучать угрозы отключения российских банков от SWIFT. В ответ Центробанк оперативно — с декабря — запустил отечественный аналог системы. Теперь речь идет о расширении независимого «межбанковского пространства» до масштабов БРИКС.

Риски отключения подталкивают Россию к созданию дубликата SWIFT. Работа в этом направлении ведется давно. Национальная система — Банковская электронная система платежей (БЭСП) — уже обрела реальные контуры, и более-менее успешно функционирует.

БЭСП является элементом будущего единого финансового пространства в Евразийском экономическом союзе. Дело в том, что без такой системы очень трудно наладить интеграцию валютных политик Евразийского союза, и впоследствии перейти к единой валютной системе.

А сейчас возникла идея создать аналогичную систему и для БРИКС. Тем более, в июле 2014 года на саммите БРИКС в Бразилии было подписано соглашение о создании Нового банка развития стран БРИКС, а также соглашение, которое предполагает взаимное открытие кредитных линий в национальных валютах Центральными банками стран БРИКС друг другу. В результате, у БРИКС возникла чисто технологическая потребность в аналоге SWIFT.

Не факт, конечно, что в рамках БРИКС система, альтернативная SWIFT, будет быстро реализована. Китай, Индия и Бразилия пока считают, что санкции Запада их не касаются.

России, чтобы ускорить переход на расчеты в национальных валютах со странами БРИКС, тоже необходимо преодолеть нездоровую волатильность национальной валюты, которая была продемонстрирована в последние полгода. А для этого — пересмотреть принципы кредитно-денежной политики. [6]

Все страны БРИКС, кроме России, являются нетто-импортерами нефтегазовых ресурсов и строят свою экономическую программу на эффективной эксплуатации относительно дешевого труда. Россия – ресурсная страна с нефтегазовой доминантой (доля ресурсной ренты в добавленной стоимости более 18%, доля минеральных ресурсов в ВВП – до 30%, доля прямых поступлений от минеральных ресурсов в федеральном бюджете более 50%). Роль минеральных ресурсов в мировом производстве падает, мы приближаемся к моменту перелома в энергетике, переходу от доминанты нефти и газа к доминанте солнечной энергии. Этот переход сильно ударит по России, которая потеряет главное конкурентное преимущество, и сильно поможет остальным странам БРИКС – импортерам топлива, получающим, в силу географического положения, очень много солнечного света.

Все страны БРИКС имеют низкий уровень внешнего долга (от 15% до 35% ВВП) и существенные золотовалютные резервы – от 15% до 37% ВВП. Но вряд ли кто бы то ни было из стран БРИКС, кроме Китая, будет в состоянии кредитовать Россию. А отношения с Китаем будут строиться вне орбиты БРИКС – на билатеральной основе. 

Страны БРИКС кардинально отличаются с точки зрения экономической политики и социального устройства. Достаточно сказать, что рейтинг Global Index of Economic Freedom ставит ЮАР на 72-е место (страна с условно свободной экономикой), Бразилию на 118-е, Индию на 128-е, Китай на 139-е и, наконец, Россию – на 143-е место, в самом конце списка, в числе стран с абсолютно несвободной экономикой. В то время как в России идут дискуссии о системной и несистемной оппозиции и правах сексуальных меньшинств, в Китае запрещены Facebook, свободный выезд и свободное движение капитала, в Индии важное значение имеет кастовая система, а страна фактически раздроблена на множество округов со слабыми связями, в ЮАР сохраняется проблема противостояния по расовому признаку, а в Бразилии основными вопросами являются бедность и преступность.

Не менее разительны отличия и в уровне жизни в странах БРИКС. Средний уровень подушевого ВВП в БРИКС – менее шести тысяч долларов на человека – очень низкий, не позволяющий говорить об экономической силе блока. При этом ВВП на человека в России по 2014 году был выше $13 тысяч (в 2015 году будет значительно меньше), в Бразилии – $11,6 тысячи и растет, в Китае уже только $7,6 тысячи, в ЮАР – $6,5 тысячи и, наконец, в Индии – ничтожные $1,6 тысячи. Россия является лидером БРИКС и по доходам населения – всего около 5% россиян сегодня живут на 4 доллара США и меньше в день, в то время как в Бразилии такой доход имеют 21%, в Китае – 49%, в ЮАР – 50% и в Индии – 91% населения. Даже восприятие понятия «нищета» в разных странах БРИКС разное: при всей разнице в доходах в России и Китае доля живущих за официальной чертой бедности считается одинаковой – по 13% (в Бразилии и Индии – по 22%). Вряд ли интеграция России с БРИКС должна сопровождаться выравниванием уровней доходов населения. Но так или иначе, социальные институты членов БРИКС вряд ли найдут общий язык и точки для сотрудничества.

Экономика всех стран БРИКС, кроме России, в 2014 году росла. За последние шесть лет (с учетом прогноза 2015 года) китайский ВВП растет на 8% в год, индийский – на 7%, бразильский – на 2,9%, ЮАР – на 2,8%, российский – на 1,7%. При этом рост экономики всех стран БРИКС замедляется, в 2015 году уже и Бразилия входит в рецессию. В показателях на человека рост китайского (около $500 в год) и бразильского ВВП (около $300 в год) сильно опережают и ЮАР (около $130), и, конечно, Индию (менее $100). Долгосрочный темп роста российского ВВП в последние декады не превышал $400 на человека в год, а сегодня уже второй (и явно не последний) год в России идет падение подушевого ВВП, в 2015 году оно, видимо, составит около $400. Для сравнения: рост подушевого ВВП в США сегодня составляет около $1600 в год – в 3,1 раза быстрее, чем в Китае, не говоря о других странах БРИКС. Всем членам БРИКС явно не хватает эффективности, и заимствование опыта в этом вопросе возможно только у США и Европейского союза.

Экономическое сотрудничество. В свете вышесказанного неудивительно, что страны БРИКС слабо взаимодействуют между собой, их экономики в основном сотрудничают с ЕС и США. Общий объем внутреннего товарооборота стран БРИКС – $320 млрд, из которых 65% – товарооборот с Китаем, который стремительно падает (только за последний год и только с Россией он упал на 30%). Товарооборот БРИКС с США и ЕС составляет почти $2 трлн, а товарооборот Китая со всем внешним миром – $4,5 трлн. Только Китай и Южная Корея торгуют в год на $300 млрд – столько же, сколько весь БРИКС между собой. Россия тут не исключение – при $430 млрд товарооборота с ЕС и США за 2014 год российский товарооборот с БРИКС составил $111 млрд, из них более $90 млрд – с Китаем. Объем товарооборота России с Китаем не превышает объема товарооборота России с Голландией. Китай – это 11% внешнеторгового оборота России, Россия – 2% внешнеторгового оборота Китая. При этом всего менее $1 млрд составляет продукция промышленного производства (машины и оборудование) из России. Из Китая целых 37% – это экспорт в Россию машин и оборудования плюс изделия легкой промышленности – 25% плюс продукты переработки сырья – еще около 15%. Китай поставляет России на $5,5 млрд больше одежды, чем Россия официально принимает, – видимо, этот объем идет контрабандой. В целом Россия не входит в десятку приоритетных партнеров ни у одной страны БРИКС. Доля России в товарообороте АТР – 1%. Да и Китай, притом что является одним из крупнейших торговых партнеров для всех членов БРИКС, смотрит на ЕС, США и своих продвинутых соседей. Мало того, что его торговля с БРИКС составляет менее 4% его общего оборота; около половины китайского экспорта производят местные «дочки» компаний из США, ЕС, Гонконга, Тайваня, Японии, Сингапура, Кореи и пр. – стран БРИКС в списке нет. Такое «игнорирование» друг друга неудивительно – страны БРИКС разбросаны по всем континентам, их экономики практически не синергетичны, а их уровни развития слишком разные для равноправного сотрудничества и слишком низкие для патерналистских отношений.

Создаваемый банк будет иметь капитал $10 млрд с возможностью увеличения до $100 млрд. Россия вносит в капитал $2 млрд в течение пяти лет. Пул валют составит $100 млрд, доля Китая – 41%, России – 18%. С другой стороны, начал работать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ: 57 стран учредителей, 26% принадлежит Китаю, а уставный капитал $100 млрд) – проект явно более состоятельный, чем Банк БРИКС, притом что вряд ли Китаю всерьез нужно два банка, один из которых ограничен и в средствах, и в охвате. Пул валют предназначен для «спасения» стран БРИКС в момент валютного кризиса. Однако размер пула, $100 млрд, вызывает вопросы – даже в небольшой России и даже без валютного кризиса в 2014 году, а только при намеке на него, отток капитала составил в 1,5 раза больше размера всего пула. 

Анализ цифр показывает весьма незначительную экономическую (да и политическую) роль БРИКС как объединения. По всей видимости, «младшие» члены БРИКС рассматривают площадку как еще одно из мест для ведения дискуссий (недаром параллельно с БРИКС все участники создают и более узкие союзы – Китай активно работает над региональным союзом; Бразилия, Индия и ЮАР взаимодействуют втроем в рамках своей организации; Россия, Китай и Индия развивают ШОС). Китай, возможно, смотрит на БРИКС как на полигон для испытания новых идей, которые будут селективно воплощаться в рамках других объединений. [7]

В качестве сравнения общих параметров БРИКС, ЕС и ЕАЭС можно привести таблицу 2. Однако, как уже было указано данные параметры не отражают всей действительности в экономической политике стран.

Параметры

БРИКС

ЕС

ЕАЭС

 

количество

% от общемирового

количество

% от общемирового

количество

% от общемирового

Количество государств

5

28

5

Население, миллиардов человек

2,88

42%

0,58

8,5%

0,181

2,2%

Суммарный ВВП, в триллионах долларов США

15,8

14%

16,1

14,2%

2,2

3,2%

Общая площадь, миллионов кв.км

39,7

26%

4,3

2,8%

20,2

13%

 

Рекомендации по созданию единого валютного пространства ЕАЭС.

На основании исторических примеров и вышеописанного анализа, можно сформировать ряд рекомендаций по созданию единого валютного пространства в ЕАЭС.

Рекомендации по созданию единого валютного пространства в ЕАЭС:

Нулевой этап.

  1. Формирования ключевого списка стран-участниц, готовых перейти в единое экономическое пространство с использование единой валюты.
  2. Нормализация НСИ. Подписание торговых и иных соглашений. Создание свободного движения товаров.
  3. Формирование единых правовых норм, регламентирующих финансовую политику государств и центральных (национальных банков).
  4. Подписание международных соглашений о создании Единого центрального банка на основе существующего Банка Развития.

Сейчас Евразийский банк развития (ЕАБР) является международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путем осуществления инвестиционной деятельности.

Функции нормализации НСИ и формирования торговых соглашений и финансовых норм сейчас возложены на Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК).

Срок исполнения: до 2018 года.

Первый этап.

  1. Создание Единого Центрального Банка.
  2. Разработка модели мэппинга национальных валют стран-участниц с единой валютой.
  3. Разработка рекомендаций по переходу на единую валюту. Центральные банки каждой страны участницы разрабатывают свой план перехода со сроками свободного хождения единой валюты.
  4. Создание Банковской электронной системы платежей (БЭСП).

Срок исполнения: до 2022 года.

Второй этап.

Запуск БЭСП и системы эквайринга, на подобии TARGET, НСПК, SWIFT.

Срок исполнения: до 2025 года.

Третий этап.

  1. Введение параллельного использования и свободного хождения единой валюты.
  2. Уход от национальных валют в введении межбанковских расчетов и операции рефинансирования.

Срок исполнения: до 2028 года.

Четвертый этап.

  1. Создания центров эмиссии под руководством национальных банков и контролем ЕЦБ.
  2. Выпуск в обращение банкнот и монет единой валюты. Параллельное хождение единой валюты с национальными валютами в наличных расчетах.

Срок исполнения: до 2030 года.

Пятый.

Обмен оставшейся у населения национальной валюты на единую валюту в банках.

Срок исполнения: до 2033 года.

Седьмой этап.

Привлечение стран иных стран, не входящих в состав ЕАЭС для торговли и совершения операций в валюте ЕАЭС.

Срок исполнения: до 2040 года.

 

Список источников

[1] http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/evropeyskaya-vs.html

[2] http://ria.ru/spravka/20110414/364351996.html

[3] http://ru-trade.info/briks-budushhee-mirovoj-ekonomiki-2/

[4]http://www.rg.ru/2015/03/09/bank-site-anons.html

[5]http://politikus.ru/events/54485-bank-razvitiya-briks-nachal-rabotu-v-shanhae.html

[6]http://stockinfocus.ru/2015/06/19/briks-otklyuchaetsya-ot-swift/ммм

[7]https://slon.ru/posts/53884