Черных Кристина Сергеевна. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

«Единое валютное пространство: анализ мнений о концепциях и инструментах политических и бизнес-элит стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС»

Единое валютное пространство – это пространство, где одновременно действует несколько валютных центров, которые координируют свою деятельность между собой и разрабатываются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Благодаря этому механизму государства – участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств–членов.

Государствами – членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация [3].

29 мая 2015 года страны Евразийского экономического союза и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Это соглашение стало первым международным договором о преференциальных условиях торговли, заключенным ЕАЭС с третьей стороной. Документ, предполагающий в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90% товаров, позволит увеличить товарооборот более чем в два раза, а также положит начало последующей интеграции со странами АТР [17].

Освоем желании вступить в ЕАЭС 21 июля 2015 г.  заявила Сирия. Членство в ЕАЭС также рассматривают Таджикистан и Узбекистан.Согласно заявлению министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Сулейменова, ЕАЭС приветствовал бы участие Норвегии в союзе [14].

ЕАЭС позволит улучшить экономическое взаимодействие и существенно упростить жизнь гражданам стран Евразии в целом ряде отношений:

  • будут ослаблены или убраны процедуры таможенного контроля;
  • будет проводиться координация экономической, транспортной, энергетической, миграционной политики;
  • будет частично унифицировано законодательство в отношении ведения бизнеса и торговли;
  • 19 июня 2015 года объявлено, что на территории ЕАЭС отменят международный роуминг;
  • возможное появление единого валютного пространства. Из торговых операций банков можно будет исключить доллар или евро, что является огромным плюсом для всех участниковобъединения, благодаря снижению спроса на американскую и европейскую валюты наша национальная валюта станет крепче [11].

В начале 2015 года В.В. Путин предлагал создать в рамках ЕАЭС валютный союз, однако страны-члены ЕАЭС практически единодушно выступили против единой валюты. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, а также вице-министр национальной экономики Казахстана Тимур Жаксылыков заявили, что вопрос единой валюты не стоит на повестке дня в какой-то период, даже дальний, создание единой наднациональной валюты в договорах о ЕАЭС не предусмотрено, и такой работы проводиться не будет [5, 7, 10].

Тем не менее В.В. Путин поручил Центробанку РФ и Правительству определить целесообразность создания валютного союза ЕАЭС до 1 сентября 2015 года [10]. 

В марте 2015 года в Астане прошла встреча лидеров России, Белоруссии и Казахстана.За короткое время переговоров, лидеры успели подготовить для журналистов по крайней мере одну сенсацию. «Россия, Белоруссия и Казахстан, похоже, сейчас, как никогда близки к образованию единого валютного пространства. Думаем, пришло время поговорить о возможности формирования в перспективе валютного союза» сказал В.В. Путин. По словам президент Белоруссии А. Лукашенко этому вопросу посвятили значительную часть времени [5, 12].

22 мая 2015 года Н.А. Назарбаев предложил создать объединенное Евразийское экономическое пространство. С такой инициативой он выступил на Астанинском экономическом форуме. Глава республики добавил, что в рамках объединения необходимо создать постоянно действующую площадку, на которой будут обсуждаться предложения по дальнейшему направлению развития континента, повышения уровня интеграции между всеми ее членами [7].

В связисчем целесообразно дать сравнительную характеристику ЕАЭС и другихмеждународных интеграционных экономических объединений, которые представлены в таблице 1.

В прошлом году президенты трех стран ЕАЭС договорились о создании валютного союзалишь к 2025 году. Однако в силу обострения отношений с Западом и экономических проблем, в том числе из-за падения цен на нефть и девальвации национальных валют Россия, вероятно, решила ускорить этот процесс. Косвенно это подтверждают и слова Владимира Путина, который заявил, что «работая плечом к плечу, проще реагировать на финансово-экономические угрозы, проще защищать наш совместный рынок» [5]. 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика интеграционных объединений.

Блок,

дата создания

Предлагаемая

валюта

Условия создания

единой валюты

Банк

эмитент

ЕС

(Европейский союз)

 

Договорподписан в 1992 г. в Маастрихте

Вступил в силу

с 1 ноября 1993 г.

Евро

Для ввода с 1 января 1999 года единой валюты (Евро), были выдвинуты следующие требования:

– уровень инфляции не должен был превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов объединения с наиболее низким уровнем инфляции.
-государственная задолженность должна быласоставлять менее 60 % от ВНП.
-государственный дефицит должен был составлять менее 3 % от ВНП.
-на протяжении по меньшей мере двух лет должны были соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов интеграции.
-долгосрочные процентные ставки не должны были превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Европейский Центральный Банк

БРИКС

(Brazil, Russia, India, China, South Africa)

 

30 ноября 2001 годастраныБРИГпредставилидокумент ‘Building Better Global Economic BRICs’

Бриксы

Юань

Рулинд

У стран БРИКС на сегодняшний день не существует условий создания единой валюты. Однако, специалисты отмечают, что при создании валюты необходимо привязать ее к курсу евро для упрощения конвертации. Также нужны собственные расчетно-кассовые центры и платежная система [6].

Не существует

ЕАЭС

(Евразийский экономический союз)

 

Договор подписан 29 мая 2014 года.

Вступил в силу

с 1 января 2015 года.

Алтын

Евраз

Рубль

У стран ЕАЭС на сегодняшний день не существует условий создания единой валюты. Однако, эксперты отмечают, что понадобятся годы для создания в ЕАЭС условий к переходу на единую валюту [15].

Без появления единого финансового наднационального регулятора невозможна финансовая составляющая стран ЕАЭС – на этом сходятся мнения большинства экспертов, работающих в банковской сфере РФ[17].

Речь, по словам экспертов, идет именно об отказе от национальных валют. Возможно, их заменит новая единая валюта ЕАЭС. Нурсултан Назарбаев предложил в качестве рабочего названия единой валюты – алтын. Позже появилось еще одно – возможное название – евраз, как аналог евро[8]. 

Сроки создания валютного союза эксперты оценивают по-разному.

Тимур Сулейменов – член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии -считает, что объективных экономических предпосылок для введения алтына нет. «Создание валютного союза еще не означает введение единой валюты. Об этом говорить рано. На пространстве ЕАЭС пока не наблюдается достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций»[13].

Однако, И.Н. Панарин – доктор политических наук -считает, что создавать валютное пространство, безусловно, необходимо и отмечает опыт создания единой валюты ЕС с положительных и отрицательных сторон. Изначально европейская единая валюта планировалась к введению на основе фунта стерлингов, но в результате его обвала это не удалось, затем – на основе немецкой марки, что, собственно, и было реализовано. Первым этапом введения евро – первые три года – стал безналичный расчет. Как вариант этот опыт применим на начальных стадиях реализации перехода к единому валютному пространству. По мнению Панарина движение к общей валюте – необходимый и оптимальный путь, причем к валюте на основе российского рубля и полагает, что реально наличные деньги появятся с 2020 года [9, 17].

Александр Разуваев – директор аналитического департамента «Альпари» – полагает, что единую валюту можно ввести уже со следующего года, сначала в безналичных расчетах, а уже потом – в наличных.Однако, заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель имеет противоположную точку зрения и отмечает, что для этого может понадобиться не одно десятилетие – не только чтобы обеспечить стабильность валютных курсов, но, и чтобы сформировалась соответствующая политическая воля. Эксперт напоминает Евросоюзу на введение евро понадобилось 25 лет [1].

С.О. Шохин – директор Высшей юридической школы Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ – считает, что данный вопрос осложняется большим количеством внешних соглашений стран-участниц, в которых фигурирует долларовая составляющая. Динамика решения этой проблемы напрямую повлияет на сроки перехода к единой валюте. Скорее всего для этого потребуется не менее 7–10 лет.Однакоинфляционные риски единой валюты станут ниже, так как в обеспечении ее стабильности будут участвовать несколько государств [17].

Предложение о введении единой валюты в ЕАЭС остается одной из самых обсуждаемых тем, и, как оказалось, не только казахстанское, но и белорусское общество разделилось по этому вопросу. В странах с различными по структуре экономиками и темпами роста производительности труда сложно будет защищать товаропроизводителей. Например, Казахстан может попасть в ситуацию, когда ему нужна будет девальвация, а России нет, и тогда об индустриализации можно будет забыть.

Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) не намерены создавать валютный союз и не обсуждают такую возможность, сообщил журналистам министр финансов РФ Антон Силуанов.”Безусловно, на повестке дня БРИКС создание единой валюты и валютного союза не стоит”, – сказал он.Министр отметил, что все страны БРИКС самостоятельны в области денежно-кредитной политики, а созданию валютного союза должна предшествовать очень тесная интеграция экономик стран [6].

Эксперты считают, что для полноценного функционирования ЕАЭС его участникам необходимо для начала реализовать всю совокупность мероприятий по созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности. При этом часть экономистов уверена, что, в случае становления ЕАЭС в качестве классического крепкого экономического союза, введение единой валюты не только не будет означать потерю суверенитета, но, наоборот, будет свидетельствовать об экономической привлекательности евразийской интеграции.

Банковские отрасли стран ЕАЭС обладают рядом общих черт. На банковском рынке каждой из стран ведущую роль играют госбанки. Уровень развития и объем активов банковских систем каждой из стран позволяет в значительной степени удовлетворить потребности в финансовых услугах крупных национальных компаний.

Развитие банковских систем членов ЕАЭС в последние годы шло в направлении повышения финансовой устойчивости и открытости. Это обеспечивалось за счет МСФО-отчетности и рекомендациями Базельского комитета.

Принципиальное отличие банковских систем заключается в осуществлении расчетов на территории каждого государства в своей национальной валюте, в отличие от стран Евросоюза, объединенных единой валютой. Существуют отличия в части гарантирования вкладов населению, а также отличия в части отчетности банков по национальным стандартам, в системах налогообложения, осуществления операций с валютой, ценными бумагами и др.

Однако, без появления единого финансового наднационального регулятора невозможна финансовая составляющая стран ЕАЭС – на этом сходятся мнения большинства экспертов, работающих в банковской сфере РФ. Но само появление такого наднационального органа не будет решением всех задач, стоящих перед членами ЕАЭС к дальнейшей интеграции. Многие эксперты предрекают долгий и трудный, но необходимый путь развития банковского сектора стран до готовности к введению единой валюты, частью которого будет использование принципа наднациональных банковских лицензий [17].

Также и считает С.О. Шохин. «Безусловно, такой орган необходим. Как есть МВФ, Европейский банк, так и в ЕАЭС должен быть наднациональный регулятор, располагающий полномочиями устанавливать такие важнейшие показатели, как объем денежной массы, объемы эмиссии и квотирования обязательно с учетом ликвидности национальных банковских систем». Однако, на вопрос «стоит ли рассматривать возможность создания единого бюджета стран ЕАЭС?» Шохин отвечает отрицательно, объясняя это тем, что единый бюджет должен быть только в контексте содержания единого административного аппарата, а общие проекты ЕАЭС могут финансироваться через специально созданный банк объединения, и для этого общий бюджет (в широком понимании) не нужен[17].

Как считает Дмитрий Монастыршин, главный аналитик Промсвязьбанка быстрого эффекта от создания единого финансового регулятора ожидать не стоит, если принцип наднациональных лицензий не будет внедрен.

Старт ЕАЭС пришелся на весьма непростой период, и текущий год может стать своего рода экзаменом на прочность для нового союза.На заседании Евразийского межправительственного совета премьер-министр РФ Д. Медведевотметил, что странынаходятся в довольно сложной экономической ситуации. Положение дел в мировой экономике является не до конца просчитываемым. Волатильность на финансовых и товарных площадках является ключевым фактором новой экономической жизни. На экономику РФ немаловажное воздействие оказываетсанкционное давление, в крайней фазе неопределенности остается рынок углеводородов. Все это создает дополнительные риски для национальных экономик. При этом Д. Медведев обозначил, что странам ЕАЭС нужно двигаться в сторону полноценного единого рынка товаров, работ и услуг, устраняя барьеры и изъятия во взаимной торговле. Вместе с тем это хороший стимул для консолидации сил и объединения действий[2, 17].

По мнению Глазьева -российский экономист, политик, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции – на данном этапе развития ЕАЭС важно, какие задачи ставятся перед интеграцией. «Снять границы и создать общий рынок — этого недостаточно. Важно, чтобы на этом общем рынке обращались наши товары. Наши товаропроизводители должны быть хозяевами этого общего рынка. А если на этом рынке будут обращаться иностранные товары, то, собственно говоря, для кого мы стараемся?» — рассуждает он[4].

При этом, Белоруссия и Казахстан могут помочь России в условиях санкций проводить импорт замещение еще эффективнее.

Торговля энергоресурсами между странами – участницами ЕАЭС и ЗСТ за рубли, а впоследствии за единую валюту поможет снизить риски, связанные с падением цен на нефть в долларах на мировом рынке. Отдельно стоит отметить российско-китайские соглашения в области торговли энергоресурсами в формате рубль – юань. Процесс отхода от доллара запущен в рамках двусторонних отношений и будет только прогрессировать. Процесс торговли в национальных валютах становится новым трендом в экономике России и Китая считает Панарин.

Европейские державы и США выражают свои опасения и несогласие с любыми попытками интеграции сильного восточного альянса на постсоветском пространстве, а уж тем более и в прежнем составе. Наиболее категорично недовольство звучало со стороны США, которые после создания Таможенного союза и в преддверии договоренностей о ЕАЭС однозначно обозначили это как попытки России занять доминирующее положение на постсоветском пространстве. Между тем, по версии американского политолога Збигнева Бжезинского, Россия может стать мощном державой[2].

С.О. Шохин считает, что не стоит забывать о экономическом развитии России, Белоруссии, Казахстана, ведь оно существенно различается, не говоря уже об Армении и Киргизии. Данный факт осложняет процесс создания гармонизированного права. Сейчас вопрос создания общих правовых основ является одним из первостепенных для ЕАЭС[17].

Кризисные явления в мировой экономике – низкая деловая активность, спад производства, волатильность сырьевых рынков – отрицательно сказываются на экономиках стран СНГ.  Сложно оценить, что нанесло больший ущерб партнерам России по ЕАЭС: снижение цен на нефть, спад в российской экономике или рост геополитической напряженности в связи с ситуацией на Украине.

Президент Казахстана Н. Назарбаев основной причиной трудностей считает снижение нефтяных цен, такого же мнения придерживается Европейский банк реконструкции и развития.

Белорусский институт стратегических исследований (BISS) в новом выпуске «Евразийского обозрения», показывает, что дальнейшее развитие интеграционных процессов ЕАЭС зависит в основном от цены на нефть.

Степень зависимости экономик стран–членов ЕАЭС от цен на нефть можно оценить по доле энергоносителей во внешней торговле: Россия — более 70% от экспорта, Казахстан — 75% от экспорта, Беларусь — более 30% от экспорта и импорта, Армения — более 20% от импорта. О степени зависимости от российской экономики остальных стран-членов ЕАЭС можно судить по доле России в торговом обороте этих стран: для Беларуси, Казахстана и Армении — это 49,5%, 18,5% и 24,3% соответственно.

Пессимистичный сценарий: падение цен на нефть до 40 долл. США за баррель и ниже. Это приведет к сокращению поступлений в российский бюджет, обесцениванию российского рубля до 80 рублей за доллар и выше, сокращению золотовалютных резервов и дальнейшему оттоку инвестиций. Следствием такого развития событий станет рост экспорта дешевых российских товаров и перетекание экономических проблем в страны с экономиками, сильно зависящими от России. При таком сценарии решение экономических проблем затянется на несколько лет. Не исключено введение защитных мер остальными странами-участницами ЕАЭС вплоть до восстановления таможенных границ.

Базовый сценарий: колебание цен на нефть около 50 долл. США за баррель. В этом случае российская экономика постепенно стабилизируется на нынешнем уровне. Для балансирования российской экономики потребуется около года, когда внутренние цены вернутся к докризисному валютному эквиваленту. При таком сценарии остальным странам–участницам ЕАЭС придется выбирать между плохим и очень плохим: экономическими потерями из-за роста экспорта дешевых российских товаров или потерями от таможенных ограничений для защиты внутренних рынков.

Оптимистичный сценарий: рост цен на нефть до 60 долл. США за баррель и выше. Российский рубль начнет укрепляться, увеличатся поступления в бюджет, объемы экспорта российских товаров начнут сокращаться сами собой. В этом случае введение защитных механизмов странами-участницами ЕАЭС станет неактуальным. Наоборот, постепенно вернется привлекательность внутреннего российского рынка [17].

По мнению Шохина, волатильность цен на энергоресурсы является меньшей проблемой, чем недостаток населения, трудовых ресурсов и их невысокое качество. В Казахстане, например, численность населения – 18 миллионов человек и огромная богатейшая территория. Такая же ситуация и в России: 140 миллионов населения и острый дефицит рабочей силы в регионах. Отсюда и проблемы с открытием новых предприятий в регионах, с производительностью труда и т.п. Недостаток кадров также влияет на инвестиционную привлекательность регионов. Инвесторы готовы вкладывать деньги в различные проекты, а осваивать их, реализовывать проекты физически некому [17].

В соответствии с этим целесообразно провести сравнительный анализ отдельных экономических показателей ЕАЭС и других интеграционных объединений.

Численность безработных, состоящих на учете в службах занятости населения, в государствах – членах ЕАЭС на конец июля 2015 года составила 1 217,4 тысячи человек, или 1,3% численности экономически активного населения.  

В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) уровень безработицы в целом по ЕАЭС в июле 2015 года по оценке составлял 5,5%.

Для сравнения: уровень безработицы по Европейскому Союзу в июне 2015 года составил 9,6%, в США в июле 2015 года – 5,3%.

В июле 2015 года по сравнению с июлем 2014 года цены на товары и услуги в целом по ЕАЭС выросли на 13,7%, что выше аналогичного показателя в июле 2014 года (6,9%). За месяц (по сравнению с июнем 2015 года) прирост цен и тарифов в целом по ЕАЭС составил 0,6%[17].

28 августа 2015 года Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект ратификации соглашения о создании единого финансового рынка между Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, говорится в сообщении на официальном сайте президента РФ [10, 11].

На международном банковском форуме в Минске 27 сентября 2015 года обсудили условия ведения бизнеса в ЕАЭС. Речь шла орасчетах между партнёрами и новой финансовой системе. Государства договорились вместе развивать экономику, вести скоординированную политику на внешних рынках (например, в другом союзе – Европейском), а также снять барьеры между национальными рынками. То есть обеспечить равные права компаниями и организациям на всей территории Евразийского экономического союза, отменить ограничения на трудоустройство. Чтобы выполнить обязательства, Беларусь готовится к либерализации валютного регулирования.

ПРИКЛАДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Научная новизна данного исследования в целом заключается в повышении качества практических механизмов развития ЕАЭС, ориентированной на повышение эффективности стран – членов и обеспечение их конкурентных преимуществ в мировой экономике.В мире большое количество факторов, оказывающих влияние на развитие стран, поэтому задача определения оптимальной согласованной экономической политики в ЕАЭС далеко не тривиальна. Решение требует описания и прогнозирования происходящих экономических процессов.

На основании проведенного исследования можно выделить несколько прикладных рекомендаций, которые помогутизбежать проблем функционирования ЕАЭС, а именно:

– необходимосоздание финансового наднационального регулятора – без него невозможна финансовая составляющая стран ЕАЭС;

-целесообразно устранить принципиальныеразличия банковских систем (различия в расчетах на территории каждого государства в своей национальной валюте,различия в отчетности банков по национальным стандартам, в системах налогообложения и др.);

– необходимо сконцентрироваться на проблемах общего характера для стран – участниц ЕАЭС, таких как Казахстан и Россия (например, снижение уровня безработицы);

– продолжениестратегии импортозамещения, т.к. странам ЕАЭС необходимосоздание полноценного единого рынка товаров, работ и услуг;

– создание единой валюты в странах ЕАЭС.

При этом в практике осуществления государственной экономической политики необходим широкий научный подход с привлечением современных экономико-математических методов. Все это позволит нашей стране максимально использовать свои ресурсы для скорого вхождения в число передовых конкурентоспособных государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Евразийский экономический союз -этоинтеграция сильного восточного альянса на постсоветском пространстве, где самым актуальным вопросом является разработка единого валютного пространства.

Евразийский интеграционный проект развивается в условиях сложной ситуации в мировой экономике, темпы развития которой в настоящее время невысоки. В ближайшем будущем судьба ЕАЭС во многом будет зависеть от того, сумеет ли это объединение, и прежде всего Россия, сдержать последствия экономических санкций со стороны Запада.  В дальнейшем их проявление, возможно, станет более ощутимым, сопровождаясь ростом инфляции, очередными девальвациями, кризисом в социальной сфере и т.д. Такое утяжеление в экономике происходит на фоне болезненного снижения цен на энергоносители. Немаловажным риском является и дисбаланс, связанный с неравномерностью экономических параметров его учредителей, представляет наибольшую опасность, по мнению экспертов. Равновесие в пространстве между двумя крайними полюсами этого союза, представляющими Россию и Армению, невозможно без уравнивающих рычагов тандема Беларусь – Казахстан.Недооценка любого риска может привести к ослаблению позиций интеграционного союза [16].

Предложение о введении единой валюты в ЕАЭС остается одной из самых обсуждаемых тем. В странах с различными по структуре экономиками и темпами роста производительности труда сложно будет защищать товаропроизводителей и сможет ли Евразийский экономический союз преодолеть сложности разного масштаба покажет время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  • «Алтын» или «Евраз»: когда у России, Казахстана и Белоруссии появится своя валюта? [Электронный ресурс]: Капитал страны: федеральное интернет издание 2015 – Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/277210
  • ЕАЭС – что это такое? Страны-участницы ЕАЭС [Электронный ресурс]: FB.ru 2015 – Режим доступа: http://fb.ru/article/183554/eaes—chto-eto-takoe-stranyi-uchastnitsyi-eaes
  • Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]: официальный сайт 2015– Режим доступа: http://eaeunion.org/#about
  • Единая валюта ЕАЭС приведет к единому бюджету — эксперты [Электронный ресурс]: regnum: информационное агентство – 2015 – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1908770.html
  • И вдруг алтын. Сможет ли путин уговорить Лукашенко перейти на единую валюту? [Электронный ресурс]: Миртесен – 2015 – Режим доступа: http://belarus-mt.ru/blog/43036574421/I-vdrug-altyin.-Smozhet-li-Putin-ugovorit-Lukashenko-pereyti-na-?comments_ids[0]=42765066183
  • На повестке дня БРИКС создание единой валюты не стоит [Электронный ресурс]: финмаркет 2015 – Режим доступа:http://www.finmarket.ru/news/4063418
  • Назарбаев предлагает создать единое Евразийское экономическое пространство [Электронный ресурс]: РОСБАЛТ: Вокруг России 2015 – Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/05/22/1400846.html
  • Не валютой единой… [Электронный ресурс]: Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив russia-armenia.info- 2015 – Режим доступа: http://russia-armenia.info/node/15710
  • Панарин И.Н.: «Ключевой момент – это продажа российских энергоресурсов за рубли» [Электронный ресурс]: Новая финансовая среда ЕАЭС: Поддержка научно-образовательных и предпринимательских инициатив в области формирования евразийского финансового рынка – 2015 FB.ru 2015 – Режим доступа: http://valuta.eaeu.inesnet.ru/panarin-i-n-klyuchevoj-moment-eto-prodazha-rossijskix-energoresursov-za-rubli/
  • Путин готовится объединить валютное пространство стран СНГ [Электронный ресурс]: ASIA – Plus 2015 – Режим доступа: http://news.tj/ru/news/putin-gotovitsya-obedinit-valyutnoe-prostranstvo-stran-sng
  • Россия готовится объединить валютное пространство со странами СНГ [Электронный ресурс]: db.ru – 2015 – Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2015/08/31/Rossija_gotovitsja_obedini/
  • Россия, Белоруссия и Казахстан планируют создать единое валютное пространство [Электронный ресурс]: РЕН ТВ – 2015 – Режим доступа: http://ren.tv/novosti/2015-03-20/rossiya-belorussiya-i-kazahstan-planiruyut-sozdat-edinoe-valyutnoe-prostranstvo
  • СМИ Казахстана: валютный союз еще не означает единой валюты [Электронный ресурс]: ИноСМИ.ru 2015– Режим доступа: http://inosmi.ru/overview/20150401/227241735.html
  • СМИ сообщили о приглашении Норвегии вступить в ЕАЭС [Электронный ресурс]: РБК 2015 – Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5601125e9a79479f5d8fe3e5
  • Страны БРИКС готовы сами начать формировать правила мирового устройства [Электронный ресурс]: Русская народная линия
    информационно-аналитическая служба 2015 – Режим доступа: http://ruskline.ru/opp/2015/5/23/strany_briks_gotovy_sami_nachat_formirovat_pravila_mirovogo_ustrojstva/
  • Россия и ее партнеры по ЕЭП (ЕАЭС): анализ динамики и направлений сотрудничества и перспективы ее развития [Электронный ресурс]: 5 bal.ru 2015 – Режим доступа: http://5-bal.ru/ekonomika/108599/index.html
  • «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ЕАЭС»: Мониторинг. – Выпуск № 1 – август-сентябрь 2015. – 50 с.