Дыйканбаева Т.С.: «Гармонизация рынка может сыграть положительную инвестиционную роль»

Интервью с Токтобюбю Саякабевной Дыйканбаевой, директором Института экономики имени академика Д.А. Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской республики подготовлено специально для проекта «Поддержка научно-образовательных и предпринимательских инициатив в области формирования евразийского финансового рынка».

Дыйканбаева Т.С.:  «Гармонизация рынка может сыграть положительную инвестиционную роль»

Как Вы оцениваете перспективы ЕАЭС в текущем ландшафте мировых экономических отношений?

Сегодня, когда глобализация затрагивает внешнюю экономическую политику разных стран, региональная интеграция является одним из путей повышения конкурентоспособности разных стран за счет увеличения емкости рынков – товарных, финансовых, трудовых. В тоже время, включение в рыночные процессы нерыночных барьеров, каковыми являются санкции в отношении России, влияет не только на ее экономику, но и на экономики стран-партнеров членов ЕАЭС. Но как, представляется, эти проблемы не влияют на интеграционные перспективы.

Какое значение придает интеграционным процессам в рамках ЕАЭС деловое и научное сообщество Республики Кыргызстан?

В деловом сообществе Кыргызстана, также как и в научном, идут различные обсуждения, выражаются различные мнения в отношении перспектив и рисков. При этом важным на наш взгляд, является то, что в договоре о ЕАЭС зафиксированы принципы суверенного равенства, территориальной целостности и уважения особенности политического устройства государств членов союза.

Какие социальные институты стран ЕАЭС, особенно Республики Кыргызстан наиболее заинтересованы в развитии единого евразийского финансового рынка ЕАЭС?

ЕАЭС открывает прекрасные возможности для перехода малого и среднего бизнеса в крупные компании, однако есть ряд рисков. В частности, страны союза, как нам кажется, должны идти по пути либерализации фискальной политики. К примеру, системы администрирования начисления НДС в странах союза разные. Ставки в Кыргызстане – 12%, РФ – 18%, а рамках ЕАЭС предлагают применять на уровне – 20. Для нашей страны это неприемлемо высоко, поскольку сильно ограничивает развитие реального сектора.

Какие ключевые особенности банковских систем можно выделить в государствах ЕАЭС, Республике Кыргызстан в частности?

В Кыргызстане на финансовом рынке доля банковской системы и небанковских финансово-кредитных учреждений имеет подавляющее значение более 95%. Страховые компании, фондовые биржи и другие сегменты практически неразвиты. Поэтому основные финансовые услуги населению и хозяйствующим субъектам представляют банки и небанковские финансово-кредитные учреждения. Процентные ставки по кредитам высоки и, несмотря на развитие микрофинансирования доступ населения к кредитным ресурсам, особенно в отдельных регионах остается низким.

Благоприятствуют ли особенности национальных экономик, финансовых институтов и банковских систем стран ЕАЭС и Республики Кыргызстан формированию единого евразийского финансового рынка?

В настоящее время кыргызский бизнес и академическое сообщество обсуждает необходимость создания единого финансового регулятора, включающее в себя администрирование банковского, страхового и валютного рынков. Однако, как уже было сказано, финансовый (вторичный) рынок в нашей стране развит хуже, чем у наших партнеров. И в нашем случае гармонизация рынка может сыграть положительную инвестиционную роль. Кроме того, национальное законодательство Кыргызстана не в полной мере учитывает интеграционные цели. Но мы понимаем, что гармонизация финансовых рынков необходима для макроэкономической стабильности и экономического роста.

Применимы ли международные практики введения и функционирования единого валютного пространства к ЕАЭС?

Многие в нашей стране в качестве примера склонны приводить опт создания единого валютного пространства в Европейском союзе. Однако, надо понимать, что у европейцев были несколько иные условия отличные от наших реальностей. Возможно, нам необходим более длительный период, чем для европейцев, для подготовки и реализации указанной идеи, по мере создания необходимых условий.

Как влияет разница правовых основ и ключевых экономических показателей на перспективы введения единой валюты и расширение экономической интеграции?

Понятно, что экономические показатели и динамика развития у стран ЕАЭС разные. Это влияет как на исходные условия, так и на перспективу введения единой валюты.

Должен ли быть создан наднациональный регулирующий орган по вопросам финансово-денежной политики ЕАЭС?

В перспективе – да, но сейчас немного рано. Странам ЕАЭС необходимо пройти ряд институциональных преобразований. Но в тоже время для исключения столкновений по вопросам денежной, налоговой и других форм управления торговли и инвестициями в ЕАЭС должен быть наднациональный орган, регулирующий важные денежные параметры экономической политики членов ЕАЭС.

Можно ли обозначить временной контур введения единой валюты в ЕАЭС?

Учитывая необходимость согласования и, наверное, не самых легких, а также предварительные условия – гармонизация и интеграция финансовых рынков, на это нужно время. У стран ЕАЭС долларовая составляющая денежных отношений имеет серьезное значение, важно учитывать готовность бизнеса отказаться от доллара и в целом новая валюта может быть введена не раньше, чем через 10 лет.

Какие риски существуют с точки зрения перехода к высшей форме интеграции – введению единой валюты ЕАЭС?

Основной риск для стран – это отказ от части суверенитета в области проведения денежно-кредитной политики. Отсутствие консенсуса в этих вопросах может влиять на политическую стабильность в стране и соответственно на ее экономический рост.