Круглый стол «Проблемное поле и образ желаемого будущего финансовой среды ЕАЭС: действующая и желаемая нормативно-правовая база»

23 октября 2015 года

РЕЗОЛЮЦИЯ

Раздел XIV и Приложение 15 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) ориентирует государства-члены на развитие взаимодействия в целях проведения согласованной валютной политики. Тем самым закладываются основы валютных механизмов обеспечения финансовой стабильности в рамках ЕАЭС.

Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 6 февраля 2015 г. № 6 правительствам государств-членов ЕАЭС совместно с Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) и во взаимодействии с национальными (центральными) банками поручено проработать вопрос о целесообразности углубления сотрудничества в сферах макроэкономической и валютно-финансовой политики. Данное поручение связано с обсуждением проблематики обеспечения финансовой стабильности в рамках ЕАЭС и решениями в данной области, принятыми на уровне отдельных государств-членов ЕАЭС.

Создание единой финансовой среды ЕАЭС является очень амбициозной, но, в то же время, необходимой задачей в условиях высокой степени интеграции экономик стран ЕАЭС.

Очевидно, процесс создания единого финансового пространства будет проходить в несколько этапов.

На первом этапе может быть создана условная единица для международных расчетов в рамках ЕАЭС. Это не потребует принципиальной переработки национального законодательства. Но потребуется формирование объемной дополнительной правовой базы, состоящей из блока международных документов ЕАЭС и внутренних законодательных актов, отражающих специфику каждой страны ЕАЭС.

Для проведения такой деятельности очевидно необходимы меры институционного характера – создание специализированного банка и клирингового центра для крупных платежных транзакций. Государствами-участниками ЕАЭС уже создан Евразийский банк развития, то есть уже есть организационная структура, способная технологически освоить подобные задачи.

Заключительным этапом формирования единой финансовой среды ЕАЭС может стать создание общей валюты. Переход к этому этапу потребует глубокой экономической интеграции и может занять длительный период.

Все государства-члены, желающие вступить в общую валютную зону должны соответствовать нескольким критериям:

  • устойчивый уровень финансовой стабильности;
  • низкий уровень инфляции и долгосрочных процентных ставок;
  • стабильность национальной валюты;
  • вес и значение национальных валют стран-участниц в мировых расчетах.

При разработке денежно-кредитных и валютных механизмов обеспечения финансовой стабильности в ЕАЭС необходимо учитывать, что это обеспечение предопределено выбором экономической модели. По факту все страны ЕАЭС реализуют собственные модели, что ставит вопрос о выборе основной модели социально-экономического развития. После решения данной проблемы возможно более плодотворное обсуждение вопросов унификации финансовых систем, единой промышленной политики, подготовки «дорожной карты» формирования денежно-кредитных и валютных механизмов, частных вопросов (функционирование эмиссионного центра единой валюты ЕАЭС и др.).

Переход к единой валюте потребует принципиального пересмотра национального законодательства и создания новой правовой базы:

  • потребуется внести изменения в Конституции в части полномочий и функций Центральных (Национальных) банков, правового оформления денежной единицы и эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости валюты;
  • потребуется внести изменение в нормативно-правовую базу валютного регулирования и контроля, налогового регулирования, инвестиционное законодательство и т.д.

С точки зрения гармонизации таможенного и налогового регулирования потребует решения ряда правовых вопросов:

  • Унификация налоговых ставок, в том числе НДС.
  • рассмотрение возможности замены НДС и переходу к налогу с продаж
  • таможенные ставки Казахстана значительно ниже, чем в ТС. Вступление Казахстана в ВТО, усугубляет данную проблему
  • согласованность тарифной политики и имплементация положений ВТО к соглашениям в рамках ТС
  • проблема преобладания норм ВТО над нормами ТС
  • Согласованность переговорного процесса по вступлению Белоруссии в ВТО

В странах ЕАЭС реализуются различные подходы к денежно-кредитному регулированию и валютной политике. Общим местом является проблема инфляции и, в рамках ЕАЭС – «опережающей девальвации», проявившей себя в 2014 году. Снижение уровня инфляции (инфляционное таргетирование) позволит ценробанкам снижать ставку рефинансирования. Это приведёт, с одной стороны, к росту избыточных резервов коммерческих банков и, как следствие, к росту чистых кредитов экономике. Таким образом, будет наблюдаться приток инвестиций в экономику – среднегодовые темпы вполне подаются прогнозированию. Это, в свою очередь, приведёт к росту производства и будет непосредственно влиять на темпы экономического развития страны или ЕАЭС в целом при условии согласованной политики, находящейся под контролем наднационального органа, имеющего возможность применять санкции.

Снижение ставки рефинансирования приведёт к падению краткосрочной процентной ставки, что окажет влияние на спекулятивный капитал. В случае снижения процентной ставки до уровня, который ниже иностранной процентной ставки по процентному паритету будет наблюдаться приток иностранного капитала, что увеличит чистые иностранные активы Центробанков. Приток иностранных активов будет способствовать росту курса нацвалюты (единой валюты).

Рост производства и укрепление единой валюты будут способствовать увеличению спроса на деньги. Рост рублёвой денежной массы (М2) должен адекватно отражать рост ВВП. Курсы национальных валют до введения единой валюты должны быть максимально приближены к курсу по ППС, что позволит вернуть им функции денег.

Параллельно созданию валютного союз с перспективой выхода на единую валюту должны быть утверждены принципы единой налоговой политики.

Юридическое оформление интеграционных процессов в финансовой сфере является вторичным. Юридическая оболочка – это форма, которая должна закреплять сложившиеся и созревшие экономические и финансовые процессы. Юридические и административные инструменты и механизмы оказывают сильное воздействие на реальные процессы, их поспешное и неумелое использование может принести больше вреда, чем пользы, и, как правило, такой вред трудно исправить. Поэтому в такой важной и чувствительной сфере, как функционирование финансовой системы, забегание вперед крайне не желательно.