Мансуров Т.А.: «Соединение прагматизма и идеологической составляющей – это формула успеха и конкурентоспособности Евразийского экономического сообщества»

Таир Аймухаметович Мансуров

Интервью с доктором экономических наук, доктором политических наук, автором ряда научных трудов и публикаций о евразийской экономической интеграции, казахстанско-российских отношениях и истории современной дипломатии Таиром Аймухаметовичем Мансуровым.

Каков Ваш прогноз развития казахстанско-российских отношений?

Казахстанско-российские отношения я бы определил лаконичным понятием «реальное стратегическое партнерство». Их перспективы прочно базируются как на многовековой исторической традиции, так и на современной практике уникального по многосторонности и глубине сотрудничества между нашими странами.

Уже с первых лет обретения независимости после распада СССР (кстати, Казахстан был последним, кто его покинул) наш президент предложил заключить основательный договор о дружбе с Россией — и это в то время, как практически все остальные ее соседи упивались обретенной самостоятельностью и предпочитали смотреть вовне!

Хочу привести очень точные слова из книги Нурсултана Назарбаева «В потоке истории»: «Отношение подавляющего числа казахов к одному из самых больших европейских народов определяется теми глубокими культурными следами, которые оставила в нашем национальном сознании русская гуманистическая традиция».

Этот документ должен был юридически подтвердить казахстанско-российские связи как отношения дружбы, сотрудничества и взаимной помощи. И 25 мая 1992 года в Москве президенты Нурсултан Назарбаев и Борис Ельцин в торжественной обстановке подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позже, в июле 1998 года, он был мощно подкреплен Декларацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной в XXI столетие.

Наши страны — крупнейшие евразийские государства, они имеют огромные сопредельные территории. Нас разделяют не леса, пустыни или горы, а обжитые пространства, где проживают миллионы людей. Казалось бы, две культуры, разные обычаи, конфессии — и в то же время народы за сотни лет накопили огромный опыт добрососедства. Декларация как важнейший документ о вечной дружбе предполагает новый уровень отношений и сотрудничества, открывает новый этап взаимоотношений двух стран. Вечная дружба — отнюдь не отвлеченное понятие или идеологический символ. Это множество зримых, ощутимых явлений нашей повседневной жизни, это тысячи человеческих и деловых нитей, тесно связывающих казахстанцев с россиянами, это в конечном счете судьба двух народов. Казахстан и Россия сообща владеют ключом стабильности и процветания громадного евразийского субконтинента, и, по глубокому убеждению духовных и культурных лидеров двух стран, дружбе казахстанцев и россиян альтернативы нет. Поэтому так важно то, что под сенью и в духе этих основополагающих межгосударственных актов все эти годы генерировались, подписывались и наращивались многие конкретные соглашения и договоренности в самых разных сферах: в экономике, культуре, обороне, гуманитарной области. Это соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, соглашение о порядке использования космодрома Байконур, соглашение, регулирующее трансграничные отношения, и др.

О перспективах наших двусторонних отношений тоже лучше всего сказать словами Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «Я с большой надеждой смотрю в будущее. Да и в прошлое бросать камни не намерен. У нас создана хорошая правовая база…  Все эти годы, что бы ни говорили отдельные политики, какие бы сложности ни возникали в наших отношениях, Казахстан никогда, ни разу, нигде не предавал Россию, не выказывал негативного к ней отношения. И в мировой политике, и внутри СНГ всегда поддерживал Россию как настоящий союзник. Нет у меня, кстати, с этой стороны и претензий к России. И еще: чем сильнее, увереннее в своих силах, определеннее будет ощущать себя Россия, тем больше будут ее уважать в мире, тем важнее будут для других стран союзнические с ней отношения. Я прекрасно понимаю, что Россия сейчас переживает нелегкие времена. Но если в России восторжествуют ответственные, государственные подходы, если российские лидеры всерьез начнут думать о геополитике, о роли страны на евразийском субконтиненте, то многие государства СНГ с надеждой повернутся в сторону России. Очень многое зависит здесь от новой российской политики.

Что же касается меня лично, то я прямо заявляю, что Казахстану и сейчас, и в будущем необходима дружба с Россией. Посмотрите на карту: Казахстан как бы обнимает Россию с юга. Путь в Китай, к Индийскому океану — через нас. Российская и казахстанская экономики, пожалуй, наиболее интегрированные в мире. Самой историей, самой природой нам предназначено быть стратегическими союзниками».

Это было сказано Н.А. Назарбаевым весной 2000 года, то есть 16 лет назад, но звучит удивительно актуально и сегодня, и уверен — так будет всегда!

Когда-то, подводя итоги «критического десятилетия», как назвал Н.А. Назарбаев самые трудные годы независимости, президент Казахстана говорил: «Мы не можем гарантировать отсутствие кризисов на нашем пути. Но можем гарантировать, что многолетний опыт и традиции, заложенные в нашем обществе, позволят достойно и с пользой выйти из любого кризиса». К современному экономическому кризису это относится? «Рецепт» по-прежнему эффективен?

Несомненно, относится, «рецепт» эффективен. Мы, кстати, видели это на примере того, как Россия, Казахстан и другие страны проходили кризис 2008 года.

И сегодня, когда опять (и еще более грозно) скрипит мировая финансовая система, тут и там нарастает политическая напряженность, «катастрофически» падают цены на нефть и газ, серьезно поколеблена стабильность многих валют, история как бы дает шанс сильным лидерам состоявшихся государств мобилизоваться, собраться с мыслями и максимально эффективно действовать в национальных интересах.

В Казахстане подобные задачи системно решаются в рамках таких глобальных программ, как Стратегия «Казахстан-2030», позволившая перейти к новому этапу экономической и политической модернизации.

В 2009 году в послании главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» Н.А. Назарбаев объявил новый стратегический курс развития государства за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы, которая явилась первым пятилетним индустриальным планом реализации десятилетней стратегии развития страны. Главными показателями стали производительность труда, объем привлеченных прямых инвестиций, увеличение несырьевого экспорта, доля инновационно активных предприятий и количество новых высокопроизводительных рабочих мест.

Сегодня страна переживает настоящий инвестиционный бум. По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также стран СНГ, причем ежегодный приток вложений в хозяйство республики составляет в среднем 8–10% от ВВП. В результате Казахстан в последние годы занимает первое место в мире по темпам прироста кредитования реального сектора экономики. В стране создан наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами Содружества.

Подводя итоги выполнения Стратегии «Казахстан-2030» в президентском послании народу Казахстана 14 декабря 2012 года, Н.А. Назарбаев отметил: «Выбранная нами политическая, социально-экономическая и внешнеполитическая модель развития страны доказала свою эффективность. Мы движемся по ясной формуле: „Сначала — экономика, потом — политика“. Каждый этап политических реформ увязывается с уровнем развития экономики. Поэтому мы последовательно идем по пути политической либерализации. Мы восстановили историческую справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку. Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность. ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз — с 1500 долларов США в 1998 году до 12 тысяч долларов США в 2012 году. За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз. Число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7 раз, число безработных сократилось вдвое. Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза, средняя пенсия — в 10 раз. Мы добились роста внешней торговли в 12 раз и объемов производства промышленной продукции — в 20 раз».

Успех казахстанских реформ, несомненно, связан с именем первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Глубокую характеристику роли и личности Нурсултана Абишевича Назарбаева дал известный российский экономист академик В.И. Клушин: «Стратегия движения Казахстана в будущее и становление постиндустриального общества в условиях глобализации реально осуществляются под руководством признанного народами лидера — Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Президент Казахстана одним из первых среди лидеров стран на постсоветском пространстве увидел и с убежденностью стал утверждать публично, что главный путь общемирового развития пролегает не через разъединение и обособление, а через интеграционные, объединительные процессы. Он делом показал коллегам, что собственную национальную политику следует „делать, глядя в глаза друг другу“ и с учетом общих интересов. Выдвинутая им идея о формировании на базе активных совместных усилий, прежде всего России и Казахстана, союза нового типа — Евразийского союза — обрела воистину прорывной стратегический смысл, и, можно не сомневаться, она еще займет свое достойное место в геополитических конструкциях будущего, обеспечивая партнерство цивилизаций».

Признание роли Нурсултана Назарбаева в процессе строительства и дальнейшего укрепления национальной государственности находит объективное отражение и на уровне официально присвоенного ему статуса Лидера Нации.

Таир Аймухаметович, из названия ЕАЭС следует, что приоритетный проект для организации — это экономика. Правомерно ли говорить о каких-либо дополнительных результатах с точки зрения торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, которых не было бы, если бы не ЕАЭС.

Со второй половины ХХ столетия интеграционные процессы в мире стали набирать обороты. Но не секрет, что глобализация и сопутствующая ей культурная унификация ограничивают возможности развития национального самосознания, само идентификации народов.

В связи с этим особое значение приобретает задача идеологического наполнения многостороннего сотрудничества. Основу этой идеологии должен составлять принцип равноправия и взаимной выгоды, уважения к человеку, забота о его правах и благополучии. Соединение прагматизма и идеологической составляющей — это формула успеха и конкурентоспособности Евразийского экономического сообщества, которое стало важным этапом на пути практической реализации евразийской стратегии. Безусловно, ЕАЭС формировался с учетом опыта Евросоюза. Особенно это касается его нормативно-правовых основ. Опыт Европы был глубоко исследован и преобразован в конкретный план действий в 2000 году.

Однако стратегия формирования и развития ЕАЭС не слепо копировала европейский опыт, а вполне учитывала специфику Евразийского региона.

Как вы знаете, Договор о создании Евразийского экономического сообщества был подписан президентами Казахстана, России, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана 10 октября 2000 года в Астане. То обстоятельство, что подписание столь важного учредительного документа произошло в новой столице независимого Казахстана, глубоко символично.

Позднее в одном из интервью Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «Казахстан не просто входит в ЕврАзЭС, а является инициатором и фактической „родиной“ этого объединения».

И эта роль была по достоинству оценена ведущими политиками и общественными деятелями. Так, выступая перед студентами Национального университета им. Л.Н. Гумилева в день подписания договора о создании ЕврАзЭС, Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Конструктивный заряд, который несут в себе идеи евразийства, особенно важен сегодня, когда мы выстраиваем подлинно равноправные отношения между странами Содружества Независимых Государств. И на этом пути нам важно сохранить все лучшее, что накоплено за многовековую историю цивилизации и Востока, и Запада. Мы знаем, что Нурсултан Абишевич Назарбаев — приверженец не только идеи евразийства, но и создания Евразийского союза государств. Я думаю, что это предложение не потеряло своей актуальности и сегодня. Документ о создании новой экономической организации — Евразийского экономического сообщества — это идея Президента Республики Казахстан».

За годы существования ЕврАзЭС подписано более ста международных договоров, Сообщество активно сотрудничало с международными организациями, финансовыми, экономическими, научными и учебными. Работа в рамках межгосударственных целевых программ, предназначенных для повышения конкурентоспособности экономик стран — участниц ЕврАзЭС, шла по таким приоритетным направлениям сотрудничества, как инновационные технологии, создание единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита. Утверждены и реализуются важнейшие отраслевые концепции в сфере энергетики, транспорта, социальной политики, финансов, продовольственной безопасности и международной деятельности.

Эффективным инструментом финансового взаимодействия между странами региона стал Евразийский банк развития (ЕАБР), созданный в 2006 году Россией и Казахстаном, которые внесли в уставной капитал 1 млрд долл. и 0,5 млрд долл. соответственно. В 2009 году участниками ЕАБР стали Армения и Таджикистан, а в последующие годы — Беларусь и Киргизия.

Глобальный финансовый и экономический кризис, несомненно, затронул и страны сообщества. Какие меры принимаются в странах-участницах для смягчения его последствий?

Крупнейшее потрясение последних лет — мировой финансовый кризис лишь подтвердил актуальность и эффективность концепции евразийской интеграции. По замечанию Нурсултана Назарбаева, «только интегрированными усилиями можно существенно снизить разрушительный прессинг глобального кризиса на экономики стран ЕврАзЭС, преодолеть его и выстроить новую реальность».

Одним из ключевых векторов деятельности ЕврАзЭС стало формирование антикризисных стратегий. С этой целью в ходе неформального саммита ЕврАзЭС, состоявшегося в Боровом, вблизи Астаны, 21 декабря 2008 года, было принято прорывное решение о создании Антикризисного фонда ЕврАзЭС, целью которого являлось оказание финансовой помощи государствам — членам Фонда в преодолении последствий мирового кризиса. Объем Фонда был определен в эквиваленте до 10 млрд долл. Было также поручено создать Центр высоких технологий ЕврАзЭС.

В принятом главами государств протоколе правительствам сторон и мне, как Генеральному секретарю, было поручено внести на очередное заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС соответствующие документы по учреждению Антикризисного фонда и Центра высоких технологий.

И уже буквально с 10 января 2009 года мы вместе с министром финансов России А.Л. Кудриным практически в ежедневном режиме стали готовить проекты необходимых документов для Антикризисного фонда.

А с министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко и министром экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной готовили документы по созданию Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

Уже 4 февраля 2009 года, то есть практически через месяц, президенты государств-членов приняли решение о создании Антикризисного фонда ЕврАзЭС и Центра высоких технологий.

Антикризисный фонд стал реально работающим институтом. Он предоставил кредит Беларуси в размере 3,6 млрд долл.

Центр высоких технологий был призван концентрировать ресурсы для развития современных инновационных технологий и освоения последних достижений научно-технической мысли, в частности нано- и био-технологий, информационно-коммуникационных и энергосберегающих технологий.

В рамках ЕврАзЭС осуществлялись конкретные экономические проекты. Помимо Антикризисного фонда к ним относятся, например, создание общей энергетической системы, единого цикла в области производства мирной атомной энергии, сооружение евразийских транспортных магистралей и т.д.

Серьезным успехом стало введение режима свободной торговли, который обеспечивает рост валового взаимного товарооборота стран — участниц ЕврАзЭС. Этот показатель вырос в 4,4 раза: с 31 млрд долл. в 2001 году до 138 млрд в 2012 году. О масштабах торговой интеграции государств Сообщества свидетельствует тот факт, что с 2000 по 2012 год валовой взаимный товарооборот все время возрастал и превысил триллион долларов.

Нельзя не учитывать значимость социально-культурной интеграции, сотрудничества в сфере безопасности и инноваций. Культурно-гуманитарное измерение всегда представлялось Нурсултану Назарбаеву важным элементом идеи практического евразийства. За последние годы евразийская идея была позитивно воспринята многими интеллектуалами постсоветских стран, что выразилось, в частности, в создании ряда гуманитарных объединений. По мнению Н.А. Назарбаева, подключение к процессам евразийской интеграции научного сообщества и интеллигенции государств ЕврАзЭС позволило «наращивать богатое интеллектуальное наследство и использовать накопленные знания для инновационного экономического развития всего региона». В условиях появления новых вызовов и рисков как на постсоветском пространстве, так и в глобальном масштабе без привлечения интеллектуального потенциала невозможно создать конкурентоспособный на мировых рынках продукт.

Успешная реализация много численных экономических, социальных, гуманитарных проектов в рамках ЕврАзЭС способствовала мировому признанию и значительному росту интереса со стороны международных организаций к интеграционным процессам на евразийском пространстве. Это стало возможным благодаря консолидированным усилиям глав государств и правительств евразийских стран, их искреннему намерению развивать сотрудничество для достижения общего благополучия и процветания. ЕврАзЭС уверенно становилось признанной международной организацией. В 2003 году оно получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Создание ЕврАзЭС ознаменовало переход к качественно новому этапу интеграции евразийских стран. По мнению академика Российской академии наук С.Ю. Глазьева, высказанному в интервью Евразийскому агентству новостей 24 октября 2012 года, «главный смысл Таможенного союза и Единого экономического пространства — это синергетический эффект.

Здесь каждый получает больше, чем он получил бы в отдельности. Расчеты, которые мы вели с учеными трех академий наук по межотраслевому балансу, говорят о том, что мы ожидаем совокупный интеграционный эффект в горизонте 10 лет в размере примерно от 17 до 20% прироста ВВП для каждой из стран. В сумме это означает где-то порядка 700 миллиардов долларов». Он также отметил: «Мы прошли путь от замысла до создания Таможенного союза примерно в 5 раз быстрее, чем Европейский союз».

29 мая 2014 года в Астане президенты Казахстана, России и Беларуси подписали Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

С подписанием этого договора интеграция трех стран углубляется кардинальным образом, что ставит перед ними целый ряд серьезных задач. Евразийский экономический союз имеет все основания стать важным элементом новой, только складывающейся мировой экономической архитектуры. Как известно, на сегодня к нему уже присоединились Армения и Кыргызстан. Следует отметить, что евразийская интеграция утверждается в непростых внешних условиях. Сказываются негативные последствия глобального кризиса в экономике и политике. Масштабный и противоречивый эффект на мировую экономику оказывает конъюнктура рынка углеводородного сырья. Развитие мировой экономики характеризуется значительными структурными сдвигами, переходом к новым межотраслевым и региональным пропорциям на качественно новой технологической основе. Таким образом, по Назарбаеву, создание Евразийского экономического союза — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в глобальном мире XXI века и жить в новой Евразии.

И наконец, последний вопрос: каковы критерии Вашей управленческой философии и Ваше профессиональное кредо?

Критерии управленческой философии? Во-первых, подходить к решению любой задачи максимально ответственно, глубоко изучив и проанализировав все пути ее решения. Во-вторых, для реализации любой программы должна быть сформирована команда профессионалов, способных решать и тактические, и стратегические задачи. В-третьих, ответственность за правильное решение задачи несет только руководитель — он должен глубже и тоньше всех ее понимать.

Профессиональное кредо… Известно изречение одного мудреца: «Награда за доброе дело — в самом его совершении». Оно мне очень нравится. Действительно, вот я активно проработал в евразийской интеграции более восьми лет. Непосредственно и предметно занимался созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства, ставших базой для нынешнего Евразийского экономического союза, который признан международным сообществом как весомый участник мировой экономики. Работая Министром по энергетике и транспорту Евразийской экономической комиссии, мы в 2015–2016 годах смогли подготовить и принять важнейшие документы по будущим рынкам нефти, газа и электроэнергии, а также по транспортной сфере Союза.


Интервью опубликовано на страницах информационного партнера проекта журнала «Экономические стратегии» (№ 3, 2016)