Мониторинг ключевых материалов СМИ: события, комментарии, интервью

ТАСС[1]

Страны  Евразийского экономического союза (ЕАЭС) находятся в довольно сложной экономической ситуации, что должно стать стимулом для консолидации их усилий. «Мы находимся в довольно сложной экономической ситуации по сравнению с той. Положение дел в мировой экономике является сложным и не до конца просчитываемым. На экономику РФ помимо указанных факторов сказывается санкционное давление, в крайней фазе неопределенности остается рынок углеводородов», – заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Евразийского межправительственного совета.

Волатильность на финансовых и товарных площадках является ключевым фактором новой экономической жизни. «Мы должны это учитывать при определении нашей собственной политики. Все это создает дополнительные риски для национальных экономик. Для нормализации деловой активности и возвращения инвесторов потребуется время. Вместе с тем это хороший стимул для консолидации сил и объединения наших действий», – сказал Медведев.

Страны ЕАЭС достигли понимания необходимости избежать конкурентной девальвации национальных валют в нынешних экономических условиях, сказал премьер.

«В текущих условиях важно не допустить конкурентной  девальвации, уйти от соблазна – за счет ослабления национальной валюты создать для себя  краткосрочные преимущества во внешней торговле. Это путь опасный, который чреват разбалансированием целого ряда отраслей», – заметил премьер.

«Согласно нашим планам, в ближайшие месяцы должен быть принят новый таможенный кодекс с тем, чтобы он вступил в силу в 2016 году», – сказал он. Глава российского кабмина отметил, что до конца года будут подготовлены и ряд соглашений, в том числе по деятельности на финансовых рынках.

При этом Медведев согласился, что странам ЕАЭС нужно двигаться в сторону полноценного единого рынка товаров, работ и услуг, устраняя барьеры и изъятия во взаимной торговле, а также «непрозрачность, которая так или иначе еще существует».

maxpark.com[2]

Белорусский институт стратегических исследований (BISS) в новом выпуске «Евразийского обозрения», показывает, что дальнейшее развитие интеграционных процессов ЕАЭС зависит в основном от цены на нефть.

Степень зависимости экономик стран–членов ЕАЭС от цен на нефть можно оценить по доле энергоносителей во внешней торговле: Россия — более 70% от экспорта, Казахстан — 75% от экспорта, Беларусь — более 30% от экспорта и импорта, Армения — более 20% от импорта. О степени зависимости от российской экономики остальных стран-членов ЕАЭС можно судить по доле России в торговом обороте этих стран: для Беларуси, Казахстана и Армении — это 49,5%, 18,5% и 24,3% соответственно.

Пессимистичный сценарий: падение цен на нефть до 40 долл. США за баррель и ниже. Это приведет к сокращению поступлений в российский бюджет, обесцениванию российского рубля до 80 рублей за доллар и выше, сокращению золотовалютных резервов и дальнейшему оттоку инвестиций. Следствием такого развития событий станет рост экспорта дешевых российских товаров и перетекание экономических проблем в страны с экономиками, сильно зависящими от России. При таком сценарии решение экономических проблем затянется на несколько лет. Не исключено введение защитных мер остальными странами-участницами ЕАЭС вплоть до восстановления таможенных границ.

Базовый сценарий: колебание цен на нефть около 50 долл. США за баррель. В этом случае российская экономика постепенно стабилизируется на нынешнем уровне. Для балансирования российской экономики потребуется около года, когда внутренние цены вернутся к докризисному валютному эквиваленту. При таком сценарии остальным странам–участницам ЕАЭС придется выбирать между плохим и очень плохим: экономическими потерями из-за роста экспорта дешевых российских товаров или потерями от таможенных ограничений для защиты внутренних рынков.

Оптимистичный сценарий: рост цен на нефть до 60 долл. США за баррель и выше. Российский рубль начнет укрепляться, увеличатся поступления в бюджет, объемы экспорта российских товаров начнут сокращаться сами собой. В этом случае введение защитных механизмов странами-участницами ЕАЭС станет неактуальным. Наоборот, постепенно вернется привлекательность внутреннего российского рынка.

РИА Новости[3]

В рамках Петербургского международного экономического форума – 2015 председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин ответил на вопросы директора Евразийского коммуникационного центра Алексея Пилько.

Дмитрий Владимирович, при том что продолжается колебание курса рубля, имеет ли смысл в рамках союза придумать некую фиксацию валютных курсов или  какие-нибудь коридоры «плюс-минус»? Или, может быть, какой-то другой метод нейтрализации этих рисков?

Любые попытки как-то ограничить или сгладить свободные колебания курсов валют достаточно бесперспективны. То есть это требует очень сильного набора жестких административных мер, по сути, надо тогда вводить ограничения на движение капитала со всеми вытекающими последствиями.

Лучше обеспечить достаточно свободное плавание курсов валют, а возможные  текущие дневные колебания сглаживать центральным банком.

Относительно Евразийского Центробанка, который ориентировочно будет создаваться где-то к 2025 году.  Какими функциями его следовало бы наделить? Как в этой области развивается дискуссия? Что он должен делать?

Сейчас были поставлены задачи выработать подход, чем этот центральный банк должен заниматься. По идее любой центральный банк имеет две основные функции: денежно-кредитная политика, процентные ставки, инфляция, валютный курс — один блок; второй — это банковский надзор, регулирование банковского и финансового страхового рынка.

От национальных банков стран — участниц союза какие функции будут переданы в Центробанк?

Вариант один — говорить о Центробанке, который работает только на координацию денежно-кредитной валютной политики. Вариант второй — что, Центробанк будет только координировать надзорные функции на банковском рынке, на банковском страховом финансовом рынке. Возможно, легче начинать с функции надзора, регулирования банковского рынка — сделать единые правила надзора. А потом уже двигаться к созданию единого регулятора в сфере денежно-кредитной и валютной политики.

zakon.kz[4]

Национальная валюта Кыргызстана, как и другие валюты стран ЕАЭС, ослабевает. Однако обесценение национальных валют, по словам главы Национального банка Кыргызской Республики Толкунбека Абдыгулова, выгодно для торговых расчетов внутри стран ЕАЭС, пишет vestifinance.ru.

Кроме того, глава регулятора КР считает, что постепенно торговые отношения внутри экономического союза станут менее зависимы от доллара.

Абдыгулов Толкунбек СагынбековичАбдыгулов Толкунбек Сагынбекович

Председатель правления Национального банка Кыргызской Республики

Насколько мне известно, все контракты внутри стран единого экономического пространства, деноминированы в долларах. Как только мы будем уходить от доллара, тогда постепенно и будет снижаться роль доллара к инструментам при международных торговых операциях между странами ЕАЭС

25.08.2015

При этом глава Нацбанка Кыргызстана уверен в том, что снижение курса национальных валют, внутри ЕАЭС скажется положительно на развитии собственного производства.

eurasiancenter.ru[5]

В конце июня 2015 года в Пекине было подписано базовое соглашение о работе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), одного из основных источников финансирования проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Ранее о своем желании стать учредителями банка заявили 57 государств, на текущий момент соглашение подписали 50. Соглашение проясняет, как будут распределяться голоса и капитал в АБИИ.

Ведущую тройку акционеров банка составляют Китай (30,34%), Индия (8,52%) и Россия (6,66%). В первую десятку вошли Германия, Франция и Великобритания, а также Бразилия, Индонезия, Южная Корея и Австралия.

То, что Китай, Индия и Россия занимают в АБИИ ведущие позиции, а Бразилия оказалась в числе самых заинтересованных акционеров, отражает перспективы дальнейшего взаимодействия стран БРИКС и указывает на позитивное развитие проекта Шелкового пути. По мнению ряда экспертов, Китай одержал серьезную политическую победу: заметное присутствие государств Евросоюза в АБИИ, а значит, и их желание участвовать в китайской инициативе, говорит о том, что ЕС постепенно переориентируется на Восток и отходит от Соединенных Штатов. Хотя сам по себе банк и не может стать противовесом США, такое экономическое объединение стран способно повлиять на глобальную финансовую ситуацию.

Совместная работа в рамках проекта экономического пояса Шелкового пути потребует более тесного взаимодействия между его участниками по всем направлениям. В этой инициативе изначально заложен потенциал на выравнивание: в Китае Шелковый путь помогает преодолеть экономическое отставание западных провинций. Если государства всего евразийского региона возьмут устойчивый курс на сближение, это поможет справиться с последствиями финансового кризиса. В результате более благоприятный экономический климат ускорит осуществление инициативы, а значит, и приблизит получение выгоды.

Пока эксперты обсуждают возможность введения в странах ЕАЭС единой валюты —  евраза или алтына — Россия регулирует свои финансовые отношения с Китаем. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в ближайшее время министерства финансов и центробанки двух стран подпишут меморандум о взаимодействии в финансовой сфере. Для принятия такого глобального документа есть все основания: в 2014 году взаимный расчет в торговле между РФ и КНР в юанях вырос в 9 раз, и, кроме того, планируется, что к 2020 году товарооборот между странами будет увеличен до 200 млрд долларов.

Владимир Владимирович ПутинВладимир Владимирович Путин

Президент Российской Федерации

Мы должны укреплять и финансовое сотрудничество, обезопасить себя от колебаний курсов основных мировых валют. Поэтому сейчас прорабатываются вопросы увеличения взаимных расчетов в национальных валютах.

20.05.2015

Общая валюта на экономическом пространстве ЕАЭС позволила бы Китаю и центральноазиатским государствам взаимодействовать с членами союза как с единым финансовым блоком, что ускорило бы расчеты и облегчило контакты, однако в ближайшем будущем это не представляется возможным.

По мере развития проекта Шелкового пути сотрудничество Китая с Россией, ЕАЭС и странами всего Центрально-Азиатского региона будет набирать обороты, поэтому присутствие китайской валюты будет становиться все более заметным. С другой стороны, Китай не использует юань для замещения валют тех стран, с которыми взаимодействует. КНР активно развивает взаимные расчеты в национальных валютах с центрально азиатскими государствами, и, кроме того, в рамках проекта Шелкового пути предусмотрено укрепление именно такой системы расчетов: как предполагается, это позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность региона. В любом случае процесс сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути долгие годы будет определять формирование и развитие евразийского экономического пространства.

tass.ru[6]

Транзитный потенциал страны увеличится от сопряжения проектов «Транс-Евразийский пояс развития» и «Шелкового пути». Компания «Российские железные дороги» планирует получить свыше $7 млрд в виде дохода от внешнеторгового оборота между Европой и Азией после реализации проектов. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил уже бывший глава РЖД Владимир Якунин.

Владимир ЯкунинВладимир Якунин

Экс-Президент ОАО Российские железные дороги

Даже если мы возьмем один процент от внешнеторгового оборота, – а это грузы, между Азией и Европой, – то это составит для железнодорожников России огромную сумму, превышающую 6 или 7 млрд долларов.

03.08.2015

Транзитные перевозки по наземным маршрутам будут расти, и попытка замкнуться в территориальных рамках Евросоюза ни к чему не приведет, потому что картину дня определяет всемирная коммуникация: «Транспортная инфраструктура будет развиваться в направлении сопряжения, проявления интермодальности, надежности, скорости». «Транс-Евразийский пояс развития» и проект Китая «Шелковый путь» идеологически близки и преследуют единую цель увеличения грузоперевозок наземным транспортом, считает Якунин.

8 мая 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали соглашение о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса проекта «Шелковый путь». «Великий Шелковый путь» – проект КНР, предусматривающий создание транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы. Цель “Транс-Евразийского пояса развития” сделать Россию связующим звеном в системе транспортных интересов Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

РИА Новости[7]

Эльвира НабиуллинаБанк России практически закончил выстраивание аналога SWIFT — международной межбанковской системы по передаче финансовых сообщений; пользователям российского сервиса будут предложены конкурентоспособные тарифы, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина.

Осенью прошлого года начали активно звучать угрозы отключения российских банков от системы межбанковских переводов SWIFT, участниками которой являются более 10 тысяч финансовых организаций в 210 странах. Сама система в прошлом октябре заявляла, что испытывает давление со стороны ряда государств, настаивающих на ее присоединении к санкциям против РФ, однако не намерена поддаваться.

Предложение создать российский аналог системы обмена банковскими сообщениями SWIFT впервые прозвучало в сентябре прошлого года от РСПП и банковской ассоциации «Россия». На прошлой неделе Банк России обнародовал порядок оказания услуг ЦБ по передаче финансовых сообщений кредитным организациям.

Ежегодно через SWIFT проводится 1,8 миллиарда сообщений, объем операций — 6 триллионов долларов в день. В России пользователями SWIFT являются 600 банков и организаций, на которые приходится около 80% расчетов. По количеству пользователей SWIFT Россия занимает второе место после США.

АРБ[8]

Без появления единого финансового наднационального регулятора невозможна финансовая стран ЕАЭС – на этом сходятся мнения большинства экспертов, работающих в банковской сфере РФ. Но само появление такого наднационального органа не будет решением всех задач, стоящих перед членами ЕАЭС к дальнейшей интеграции. Многие эксперты предрекают долгий и трудный, но необходимый путь развития банковского сектора стран до готовности к введению единой валюты, частью которого будет использование принципа наднациональных банковских лицензий.

Некоторые специалисты говорят о перспективе понижения затрат на диверсификацию бизнеса банков отдельных государств, что ускорит процесс выравнивания в соответствующем секторе, а значит и приблизит финал интеграционного процесса – введение общей валюты.

Дмитрий МонастыршинДмитрий Монастыршин

Промсвязьбанк, главный аналитик

Быстрого эффекта от создания единого финансового регулятора мы не ожидаем. Если принцип наднациональных лицензий не будет внедрен, то прорыва в развитии единого финансового поля ждать не стоит.

21.10.2014

Банковские отрасли стран ЕАЭС обладают рядом общих черт. Уровень развития и объем активов банковских систем каждой из стран позволяет в значительной степени удовлетворить потребности в финансовых услугах крупных национальных компаний. Во всех странах прошло активное развитие розничного рынка и рынка услуг для МСБ. На банковском рынке каждой из стран ведущую роль играют госбанки.

Развитие банковских систем членов ЕАЭС в последние годы шло в направлении повышения финансовой устойчивости и открытости. Это обеспечивалось за счет МСФО-отчетности и рекомендациями Базельского комитета.

Принципиальное отличие банковских систем заключается в осуществлении расчетов на территории каждого государства в своей национальной валюте, в отличие от стран Евросоюза, объединенных единой валютой. Существуют также отличия в части гарантирования вкладов населению. Также существует множество отличий в части отчетности банков по национальным стандартам, в системах налогообложения, осуществления операций с валютой, ценными бумагами и др.

Дмитрий ПостоновДмитрий Постонов

Траст, директор по управлению кредитным и рыночным риском

Роль наднационального регулирующего органа может оказаться ограниченной и будет связана с организацией расчетов по торговым операциям и контролем трансграничных инвестиций в пределах Экономического союза.

21.10.2014

Белоруссия, очевидно, принципиально уступает странам-партнерам с точки зрения уровня развития банковской системы – в частности, по количеству банковских учреждений, применяемых ими технологий, инструментов привлечения капитала и т.д. Банковская индустрия России и Казахстана во многом схожи, хотя у наших соседей частные банки, как мне представляется, чуть меньше ощущают конкурентное давление со стороны госбанков.

Александр КоротковАлександр Коротков

Интеркоммерц, вице-президент, начальник юридического департамента

В рамках ЕАЭС вопрос лицензирования кредитных организаций, является актуальным. Первым этапом такого процесса я вижу использование юридического механизма признания национальных банковских лицензий на территории государств, входящих в Евразийский экономический союз, с проведением процедуры консульской легализации банковских лицензий.

21.10.2014

 

[1] http://tass.ru/ekonomika/2244443

[2] http://maxpark.com/community/5206/content/3309762

[3] http://ria.ru/interview/20150618/1077475635.html

[4] http://www.zakon.kz/4738107-dorogojj-dollar-vygoden-vnutri-eajes.html

[5] http://eurasiancenter.ru/politicsexperts/20150722/1004149683.html

[6] http://tass.ru/ekonomika/2160566

[7] http://ria.ru/economy/20150917/1258650471.html

[8] http://arb.ru/b2b/discussion/sozdanie_edinogo_finansovogo_regulyatora_u_stran_eaes-9861725/