Рабченак Ольга Николаевна. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

«Единое валютное пространство: анализ мнений о концепциях и инструментах политических и бизнес-элит стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС»

1 ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ИНТЕГРАЦИЙ

Причину валютной интеграции между отдельными странами мира в настоящее время экономисты видят, в первую очередь, в развитии мировой экономики. Во второй половине XX столетия глобализация и конкуренция достигли такого уровня, что возможности стран добиться экономического и социального роста на индивидуальной основе резко сократились.

Только в 1990-е годы на мировых финансовых рынках произошло, по крайней мере, два качественных сдвига: всеобщая либерализация движения капиталов и бурное развитие информационных технологий. Это привело к резкому увеличению оборотов на международных финансовых рынках и многократно усилило их неустойчивость. [10] Первым свидетельством наступления эпохи финансовой глобализации стал кризис 1992-1993 гг., в ходе которого спекулятивным атакам подвергся целый ряд западноевропейских валют, многие из которых были девальвированы и были вынуждены уйти в свободное плавание. В 1997-1998 гг. финансовый кризис охватил огромный регион – Юго-Восточную Азию, Россию и Латинскую Америку. Теперь уже нет сомнений, что нестабильность и высокие риски – неизменные спутники глобализации.[10]

Глобализация, стирая национальные границы, одновременно нарушает существовавшие веками оболочки, в которых развивались национальные хозяйства и обращались национальные валюты. Валюты многих государств мира теперь вынуждены конкурировать с более сильными иностранными валютами не только на внешних рынках, но и во внутреннем обороте. [10] Уровень открытости национальных финансовых рынков постоянно растет, а для развивающихся стран и стран с переходной экономикой он вплотную приблизился к уровню, характерному для ведущих промышленно развитых стран мира.

В одиночку противостоять жесткой конкуренции, влиянию мировых валютных и финансовых рынков очень сложно, поэтому многие страны идут по пути создания различных международных объединений, в которых каждое отдельно взятое государство может найти защиту своих интересов и реализовать себя как полноправный субъект мирового сообщества.

В этой связи, под валютной интеграцией можно понимать сотрудничество стран в сфере международной торговли и финансов, которое призвано уменьшить или снять экономические барьеры между странами-участницами соглашения, повысить конкурентоспособность их производителей, укрепить валютно-финансовую систему и обеспечить экономический рост. Интеграция в валютно-финансовой сфере нужна еще и потому, что у стран, вступающих в интеграционный процесс, имеются определенные цели, реализовать которые поодиночке неизмеримо сложнее, чем сделать это на коллективной основе, совместными усилиями.

Обычно выделяют следующие основные цели валютной интеграции:

  1. укрепить позиции национальных валют;
  2. создать емкие финансовые рынки с полным набором инструментов, присущих рынкам высокоразвитых стран;
  3. занять достойное место в мировой валютно-финансовой системе.[10]

2 АНАЛИЗ

Существует множество мнений о подходах и концепциях создания единого валютно-финансового пространства. Однако необходимость в создании такого пространства, в рамках единого экономического объединения, поддерживается большинством.

Для рассмотрения были выбраны три экономических объединения: ЕС, ЕАЭС, БРИКС. Рассмотрим подробнее каждое из них.

  1. ЕС

Формирование денежной системы стран Евросоюза стало закономерным результатом развития экономической интеграции европейских государств, прошедшей несколько этапов (рис.1).

Рисунок 1- этапы формирования ЕС

Рисунок 1- этапы формирования ЕС

Примечание – Источник: [1]

Европейское экономическое сообщество функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами — ФРГ. Францией, Италией и странами Бенилюкса. С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза.[1]

Неотъемлемый элемент экономической интеграции — валютная интеграция — процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создание межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций. Ее необходимость обусловлена рядом причин:

  • потребностью в валютной стабилизации для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы;
  • стремлением создать собственную региональную зону валютной стабильности для решения региональных интеграционных задач;
  • стремлением сделать Западную Европу мировым центром с единой валютой, ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции состоял из совокупности валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляется сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции стали:

  • режим совместно плавающих курсов;
  • валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;
  • создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства;
  • совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
  • международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.[1]
  1. ЕАЭС

Валютно-финансовая интеграция является оправданным и закономерным шагом на пути развития и укрепления ЕАЭС. Формирование единых правил валютного регулирования и платежно-расчетных операций, скоординированной монетарной и фискальной политик даст массу преимуществ для стран-участниц ЕАЭС. Интенсификация взаимной торговли − лишь одно из них. После подписания Договора о создании Евразийского экономического союза перед государствами открываются новые перспективы для интеграции. Договор предусматривает согласованную политику в ключевых сферах экономики и снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сближения национальных законодательств.

Раздел XIV Договора о ЕАЭС предусматривает поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики.[4] Появились ориентиры по целям и задачам экономической интеграции стран ЕАЭС, однако при этом государства выражают пока только общие рамочные намерения в части согласованной валютной политики, денежно-кредитной политики, мер финансовой стабильности.[4]

Где-то процесс выстраивается достаточно четко, например, в сфере постепенной гармонизации банковского законодательства. А где-то страны только определяют, насколько они готовы пойти на сближение. Стоит отметить, что интеграционные процессы в ЕАЭС развиваются в достаточно непростых условиях, когда обостряются глобальные проблемы в политике и экономике, а политика все сильнее влияет на экономику. В данной ситуации выиграет только мощный интеграционный блок.

Вместе с тем для того, чтобы ЕАЭС стал мощным союзом, предстоит проделать большую работу, в том числе в валютно-финансовой сфере. Ведь в процессе интеграции нужно видеть не только мгновенные выгоды, но и перспективы.

Результатом интеграции в валютно-финансовой сфере должны стать: снижение трансакционных издержек, снижение рисков, обеспечение эффективного использования денежных ресурсов на всем пространстве интеграционного блока. [4] Конкретно в области валютно-финансовых отношений предстоит решать следующие важнейшие задачи:

  • повышение роли национальных валют и снижение доли доллара США в расчетах и резервах;
  • подготовка предпосылок для введения общей валюты в будущем;
  • создание собственных систем расчетов и систем передачи финансовой информации;
  • создание общего пространства для валютно-финансовых услуг, в том числе в рамках интегрированного валютного рынка, инфраструктуры и институтов;
  • повышение ликвидности финансового рынка интеграционного объединения (сейчас в интеграционной системе практически нет ресурсной базы);
  • создание банковской и биржевой инфраструктуры мирового уровня с широким спектром инструментов;
  • создание прототипа межгосударственного института, занимающегося разработкой механизмов взаимодействия в валютно-финансовой сфере интегрирующихся государств (здесь тоже институциональный вакуум);
  • создание институционально-правового режима, не допускающего валютных ограничений и барьеров для проведения операций между резидентами и нерезидентами;
  • создание интеграционных фондов, механизмов привлечения и перераспределения ресурсов, необходимых для интеграционных проектов (эти задачи также до сих пор не решались практически).[4]

Основные принципы, необходимые для достижения поставленных задач, заключаются в поэтапной гармонизации и сближении подходов к проведению валютной политики, создании условий для развития интеграционных процессов в валютной сфере, неприменении действий в валютной сфере, приводящих к негативным последствиям, повышении доверия к национальным валютам.

Теперь о единой валюте. Введение единой валюты в ЕАЭС пока не планируется (на данном этапе страны только обсуждают необходимость валютной координации). На текущем этапе слишком много сомнений и у экспертов, и у лидеров и идеологов евразийской интеграции относительно целесообразности создания единой валюты.[4] Для этого есть основания. Перспективы ее введения пока отдалены, но в итоге есть возможность прийти к единой валюте. Основание для оптимизма – это опыт Европейского союза. А ЕАЭС находится в более выигрышной ситуации, так как может учесть европейский опыт и избежать ошибок, сделанных при введении евро.

«Путь к валютно-финансовой интеграции – всегда непростой и длительный, и об этом свидетельствует опыт ЕС. Впервые европейцы намечали ввести единую валюту еще к 1980 году, но реально они ввели ее лишь 20 лет спустя. Это первый урок Европейской валютно-финансовой интеграции. Второй урок – даже если все хорошо продумано, и есть детальная «дорожная карта», все равно не исключены ошибки. Об этом тоже говорит опыт ЕС. Мы можем учиться на чужих ошибках, и, говоря о перспективах валютно-финансовой интеграции на Евразийском пространстве, мы должны исходить их того, что это процесс очень сложный, длительный, многоэтапный и нам надо его тщательно обсуждать, чтобы предпринимать очень взвешенные решения. При этом, конечно, обязательно изучать и учитывать чужие ошибки, чтоб меньше было своих», отмечала член Коллегии – Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая на II Московской международной финансовой неделе МОСИНТЕРФИН – 2012 в октябре 2012 года.[11]

10 октября 2000 года главы государств членов Таможенного Союза на основе решения по формированию на базе Таможенного Союза международной экономической организации подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Учредительным договором была установлена правопреемственность ранее заключенных соглашений и договоров о Таможенном союзе, об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Едином экономическом пространстве. [3] Если сопоставить цели и задачи, которые ставились на всех этапах формирования ЕС, и те, которые предусмотрены в основополагающих документах ЕврАзЭС, то они идентичны. Таким образом, можно говорить, что опыт развития ЕС и теоретические подходы, на нем основанные, при создании ЕврАзЭС были учтены.

Интеграция − процесс многогранный. С одной стороны, создание единого валютного пространства в ЕАЭС или другие формы монетарно-финансовой интеграции обещают много выгод. Однако имеются и риски, которые существенно разнятся по странам и парам стран. Для некоторых из них (например, для пары Россия − Казахстан) процесс интеграции представляется менее проблематичным.[12] Деловые циклы здесь синхронизированы, темпы роста производительности сближаются. При принятии соответствующего политического решения непреодолимых технических проблем возникнуть не должно не только в силу схожести внешней торговли, но и потому, что темпы инфляции схожи. В Беларуси же, например, адаптация должна происходить при гораздо более высоких уровнях инфляции. С этим связаны потенциальные проблемы в текущем счете. Так, например, предварительные расчеты показывают, что для адаптационного периода в 4 года накопленный дефицит счета текущих операций в Беларуси может составить 7−8% от ВВП дополнительно к базовому сценарию.[12] Соответственно, необходимо будет искать дополнительные источники внешнего финансирования, чтобы компенсировать негативные эффекты переходного периода. Открытым остается вопрос о временных горизонтах: насколько быстрым должен быть период курсовой синхронизации, чтобы одновременно минимизировать риски, связанные с внешними шоками, и не создать непреодолимых проблем с платежным балансом? Ответы на эти вопросы могут дать лишь глубокие исследования, консультации и тесное взаимодействие всех стран ЕАЭС.[12] Цель − выработать оптимальную стратегию валютно-финансовой интеграции, которая позволит максимизировать соотношение выгод и издержек.

  1. БРИКС

Активное интеграционное сотрудничество стран БРИКС изначально было направлено на постепенное расширение использования национальных валют этих стран во взаимных расчетах и платежах в противовес доллару.

Однако в 2014 г. процесс поиска реальных путей создания валютно-финансового союза стран «новых экономик» существенно ускорился в связи с применением санкций США и других развитых стран против России.[7] Накануне шестого саммита стран БРИКС в Форталезе Президент Российской Федерации В. В. Путин особо отметил назревшую необходимость реформы глобальной финансовой архитектуры, подчеркнув законность требований стран «новых экономик», к которым относятся и страны БРИКС, о приведении баланса сил в МВФ в соответствие с требованиями XXI в.[7]

Переход к мультивалютным расчетам в единой валютно-финансовой системе представляется реальным современным выходом из «мирового долларового тупика». Однако использование в международных расчетах мультивалютного портфеля, в который вошли бы не только доллар, евро и другие резервные валюты, но и валюты стран БРИКС – рубль, юань, рупия, – процесс постепенный, зависящий от многих факторов.[7] Для анализа современного состояния этих факторов их можно условно разделить на две группы, имея, однако, в виду, что все они взаимосвязаны и взаимозависимы. К первой группе следует отнести фундаментальные макроэкономические показатели, которые создают объективную возможность постепенного перехода к формированию и последующему функционированию единой валютно-финансовой системы стран БРИКС. Вторая группа может быть условно названа специальными факторами, относящимися к сфере валютно-финансовых отношений.[7]

Анализ основных макроэкономических показателей, представляющих экономический рост стран БРИКС за период 2000-2013 гг., позволяет характеризовать экономики этих стран как конкурентоспособные, развивающиеся более динамично, чем экономики США и стран ЕС.[7] Можно говорить о постепенно накапливающемся экономическом потенциале стран БРИКС, создающем условия для формирования валютно-финансового и платежного союза этих стран, а также для продвижения их национальных валют в систему международных расчетов и платежей. Кроме макроэкономических факторов, способствующих созданию единого валютно-финансового союза стран, следует выделить группу так называемых специальных факторов. Речь идет о таких показателях, как динамика размеров валютных резервов этих стран и состояние национальных банковских и платежных систем.[7]

Страны БРИКС на современном этапе сталкиваются с проблемами, связанными с усилением противодействия развитых стран в решении экономических и политических вопросов.[13] Действующая мировая валютная система функционирует в интересах определенных участников -США и ЕС и не соответствует интересам развивающихся стран. Страны БРИКС приходят к пониманию, что первым шагом на пути эффективного решения проблем валютной интеграции должно стать формирование не только независимой платежной системы с использованием национальных валют стран БРИКС, но и единой валютно-финансовой системы, на которую не могли бы оказывать давление другие страны.[13] Принципиальное решение о создании межнациональных валютно-финансовых организаций стран БРИКС принято на встрече представителей этих стран накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г.[13]

В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Использование потенциала БРИКС для привлечения инвестиций в экономику России и других стран Евразийского экономического союза», участие в котором принял вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.[14]

Дискуссия развернулась вокруг финансовых механизмов взаимодействия между странами БРИКС, эффективных путей диалога с инвесторами, роли национальных торгово-промышленных палат и экспертных организаций в развитии делового сотрудничества.[14]

Дмитрий Курочкин отметил, что формирование системы финансовых институтов стран БРИКС предполагает финансирование данного проекта странами-участницами. Интеграция стран БРИКС в валютно-финансовой сфере позволит решить проблемы обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах и снижения уровня влияния внешних факторов на экономику стран БРИКС, что создаст объективные условия для усиления их роли в глобальной экономике и привлечения дополнительных инвестиций.[14]

Основной целью функционирования валютно-финансового союза стран БРИКС должно стать сглаживание особо острых экономических проблем и международных дисбалансов. В дальнейшем, при успешной реализации этого проекта, БРИКС следует создавать резервы или их часть в национальных валютах, что также снизит зависимость экономик этих стран от мировой валютной системы, выстроенной на базе доллара.

Кроме того наблюдается взаимодействие БРИКС и ЕАЭС. «В условиях усиления геополитических рисков представляется целесообразным идти по пути совершенствования финансовых связей стран – партнёров Российской Федерации в БРИКС и ЕАЭС в целях укрепления места и роли стран в системе мирохозяйственных связей», – Ирина Ярыгина, д.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.[15]

В этой связи необходимы согласованные действия, направленные на расширение торговых экономических связей и использования национальных валют в обеспечении международного сотрудничества.

Одним из приоритетных направлений деятельности сторон является формирование и развитие финансовой инфраструктуры, способствующей реализации экономических интересов БРИКС и ЕАЭС на базе предоставления качественных финансовых услуг экономическим субъектам стран – партнёров: участникам торгового сотрудничества, клиентам и контрагентам кредитно – финансовых институтов и гибкого отношения к трансграничным операциям, направленным на содействие решению экономических задач.[15]

Международный опыт показал, что развитие сотрудничества на базе торговых площадок стран – участниц мирохозяйственных связей способствует взаимодействию сторон.

Следует отметить, что степень взаимодействия экономик БРИКС – ЕАЭС в настоящее время достаточна низка – страны различаются по структуре экономики, по состоянию платежного баланса, по структуре внешней торговли, по проводимой денежно-кредитной политике и пр. Все эти различия необходимо учитывать при разработке концепции сотрудничества БРИКС – ЕАЭС в валютной сфере на ближайшую перспективу.[15]

Целесообразно отметить, что реализация валютной стратегии на основе взаимодействия БРИКС – ЕАЭС в условиях нарастания геополитических рисков имеет благоприятные перспективы. Важно понять, что расширение использования национальных валют БРИКС – ЕАЭС в обеспечении экономического сотрудничества позволит приблизить перспективу реформирования мировой валютной системы и обеспечит укрепление новых валют в системе мировой экономики.[15]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валютно-финансовая интеграция является оправданным и закономерным шагом на пути развития и укрепления ЕАЭС. Формирование единых правил валютного регулирования и платежно-расчетных операций, скоординированной монетарной и фискальной политик даст массу преимуществ для стран. Интенсификация взаимной торговли – лишь одно из них. Другой большой плюс – благотворное влияние на развитие общих финансовых рынков и их совокупную эффективность. Как правило, введение единой валюты снижает затраты при торговых операциях и позволяет “импортировать” экономическую стабильность. Проведение согласованной монетарной и фискальной политики может привести к ликвидации межстрановых валютных рисков в ЕАЭС и, соответственно, к сокращению издержек взаимной торговли. Снизятся издержки и риски взаимных инвестиций. За счет стабилизации инфляции и процентных ставок понизится цена заимствования, что особенно важно для экономик малых стран ЕАЭС.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Денежная система стран Европейского союза [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/finansy/denezhnaya-sistema-es.html. – Дата доступа: 10.10.2015.

2 Страны ЕАЭС создадут общий финансовый рынок без введения единой валюты [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/23-07-2015-2.aspx. – Дата доступа: 12.10.2015.

3 Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/131/6834/.- Дата доступа: 12.10.2015

4 О ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://eurasiaforum.ru/blog/431.- Дата доступа: 07.10.2015

5 Перспективы создания валютного союза (ЕАЭС) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://89.108.127.36/?p=2210.-Дата доступа: 08.10.2015

6 «Интеграция интеграций»: стоит ли искать чёрную кошку в тёмной комнате? [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://geopolitics.by/analytics/integraciya-integraciy-stoit-li-iskat-chyornuyu-koshku-v-tyomnoy-komnate.- Дата доступа:08.10.2015

7 ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ СНГ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-valyutnoy-integratsii-gosudarstv-sng. – Дата доступа: 10.10.2015

8 Основные формы международных интеграционных объединений [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ref.by/refs/53/11994/1.html. -Дата доступа: 11.10.2015

9 Валютная интеграция Беларуси и России [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://evolutio.info/content/view/914/143/. -Дата доступа:14.10.2015

10 История и современные формы валютной интеграции [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/integr.htm – Дата доступа: 11.10.2015

11 Уроки европейской валютно-финансовой интеграции интеграции [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://inecon. org/docs/Release _Valo vaya.doc – Дата доступа: 10.10.2015

12 Как будет называться единая валюта и где будет находиться “центробанк” ЕАЭС [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.rg.ru/2015/05/12/valuta.html -Дата доступа: 10.10.2015

13 Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=2778&type=news-Дата доступа: 9.10.2015

14 Интеграция стран БРИКС [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/news/integratsiya-stran-briks-v-valyutno-finansovoy-sfere-pozvolit-reshit-problemy-obsluzhivaniya-vzaimno-i69033/ -Дата доступа: 9.10.2015

15 Ирина Ярыгина / Проблемы и перспективы сотрудничества БРИКС – ЕАЭС Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pos ts/show/54eee2d462 72691beb02000 0-Дата доступа: 9.10.2015