Рахимбаев Ержан Нургазиевич. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

«Единое валютное пространство: анализ мнений о концепциях и инструментах политических и бизнес-элит стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС»

1. Подходы, концепции, идей.

Столь масштабных интеграционных процессов, причем добровольных в мировой истории немного, к таким процессам можно отнести создание Евросоюза и отчасти Советского Союза и Северо-американской зоны свободной торговли, которая в будущем должна превратиться в Северо-американский Союз. Северо-американский союз существует только в планах, поэтому в своем исследовании мы сделаем упор на опыт Евросоюза и Советского Союза.

1.1 Опыт Советского Союза

Самым близким к нам опытом формирование Единого экономического пространства участником, которым мы были, является Советский Союз. В нем были общее планирование, регулирование, единые рынки, свобода движения капитала, рабочей силы, товаров и услуг существовал наднациональный Банк, были общая валюта, проводилась единая фискальная, бюджетная и монетарная политика. Основы формирования единого валютного пространства ЕАЭС были заложены советской экономикой и постсоветскими усилиями по созданию Содружества Независимых Государств. Экономика Советского союза была эффективной особенно на раннем этапе. Благодаря планированию удалось добиться впечатляющих результатов по индустриализации и послевоенному восстановлению страны. Большинство существующих предприятии в наших странах были построены в 30-50 годах ХХ века. Это доказывает, что при определенных настройках и правильном управлении Советская модель была жизнеспособной. Советский Союз был государством, созданным по воле сильного и на правилах сильного, это не был естественный процесс объединения, но даже при этом удалось достичь определенных положительных результатов. Из этого следует, что нам важно учесть при строительстве единого экономического пространства опыт Советского Союза, на новых реалиях и правилах. Есть свой особенности и различия между текущей и прошлой исторической парадигмой. Движущей и руководящей силой Советского Союза была исключительна Россия, в текущих реалиях страны ЕАЭС хотят получить равные права в новом союзе. Есть определенные вопросы, потому как обеспечить это равенство: во-первых население России почти в 6 раз больше чем в Казахстане и Белоруссии вместе взятых, экономика также практический больше в 6 раз, из этого следует, что Россия изначально играет более большую роль в данном союзе, чем другие участники по объективным причинам. Это создает угрозу повторения Советского прошлого, когда более сильный подминает под себя более слабых и последние ищут выход из этого. Это один раз уже привело к разрушению Союза между нашими странами. Кто-то дал следующую характеристику опыту: Это когда идешь по дороге, но знаешь, где споткнешься. Анализ наших ошибок в прошлом, возможно, даст успех в союзе сегодняшнем.

1.2 Опыт Европейского Союза

Европейский союз позиционируется западным обществом как идеальная форма интеграции, хотя таковой и не является. В отличие от Советского Союза большим преимуществом Европейского является одно вероисповедание, исповедуемая большинством жителей стран участниц – это католицизм. Есть и свой недостатки, такие как кровавая история, взаимоотношении государств стран участниц, включающая себя две мировые войны и более мелкие войны почти каждые 20 лет друг с другом. Объединенная Европа, бывшая в мечтах Наполеоновской Франции и Гитлеровской Германии, начала обретать форму единого государства в послевоенное время. По сути, Европейская интеграция началась с плана Маршала по послевоенному восстановлению стран, но ключевым импульсом заложивши архитектуру Европейского союза, был план Вернера премьер-министра Люксембурга.

План Вернера (премьер-министр Люксембурга) предусматривал три этапа.

1- этап: 1971-1973 гг. — координация и последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют;

2- этап: 1974-1979 гг. — создание наднациональных органов с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

3- этап: введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельность банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

В апреле 1973 г. странам ЕС удалось создать Европейский фонд валютного сотрудничества и европейскую расчетную единицу (ЕРЕ). Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов валют ЕЭС (Европейская «валютная змея»);
  • проведение валютных интервенций не только в долларах, но и в европейских валютах (с 1972 г.) для уменьшения зависимости от доллара;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кредитов для покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного Общего рынка;
  • введение системы компенсационных валютных выплат и сборов — налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальные валюты по специальному курсу;
  • учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов: Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/istoriya-es.html

Архитектура создания Евросоюза была абсолютно логичной и последовательной. При этом не стоит забывать, что сопротивления интеграции политических и бизнес элит внутри Европейских государств, а также кризис 70-80 годов оттянули реализацию предложенных идей. Последовательность была следующей таможенный союз, зона свободной торговли, общий рынок и после 30 лет переговоров, в 1999 году был образован валютный союз. Угрозу современному Евросоюзу несет долговой кризис его участников таких как Португалия, Италия, Ирландия,Греция,Испания. Появляются новые угрозы виде потока миллионов беженцев. Самая главная угроза нынешнему Евросоюзу, что он для многих его участников не является экономически целесообразным. Страны с высоким уровнем задолженности не могут девальвировать свою валюту и облегчить кредитную и социальную нагрузку. Вместо девальвации Еврокомиссия предлагает им структурные реформы, направленные на повышения конкурентоспособности, но толком никто не предлагает конкретных шагов. В целом это звучит в рамках международного разделения труда так: « развивайте то в чем вы сильны, а в чем не сильны, бросьте и это сделает кто то другой». Не все страны готовы лишаться целых отраслей промышленности. Кредитная нагрузка и отрицательное сальдо торгового баланса введут к росту недовольства населения стран участниц – это наблюдается все чаще и чаще. Добавляет скептицизма и дальнейшее расширения ЕС. Заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран – членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. Очень интересным является следующее исследование ФБК Grant Thornton

Согласно расчетам ФБК, среднегодовые темпы прироста ВВП в странах зоны евро в 1992-1998 годах (т.е. до создания зоны евро) составили 1,8%, в то время как в 1999 – 2010 годах – 1,5%. Среднегодовые тепы прироста ВВП в 1999 – 2008 годах (т.е. до начала мирового экономического кризиса) были, естественно, выше – 2,1%. «Однако, в любом случае, существенного положительного эффекта динамика основного макроэкономического показателя – ВВП – от создания зоны евро не демонстрирует», – констатирует И.Николаев.

Схожую динамику, по его словам, показывают и темпы прироста промышленного производства. Среднегодовой показатель в 1991 – 1998 годах составил 1,2%, а в 1999 – 2010 годах – 0,7% (в 1999 – 2008 годах – 1,7%).

По мнению экспертов ФБК, особенно показательными являются данные по темпам прироста экспорта и импорта. Если в 1990 – 1998 годах среднегодовой показатель по экспорту составил 6,5%, то в 1999 – 2008 годах (т.е. без учёта кризиса) – 5,4%. Показатели по импорту составили 5,9% и 5,2% соответственно. «Таким образом, никакой активизации экспортно-импортных операций в связи с созданием зоны евро не случилось. В целом напрашивается малоприятный вывод: расчёт на то, что за счёт ликвидации колебаний обменных курсов, утраты долларом США доминирующего положения в расчётных операциях и т.д. удастся значительно улучшить экономическую динамику стран еврозоны, не оправдался», – резюмирует И.Николаев.

По его словам, этот вывод важно учитывать в поиске путей выхода из кризиса стран еврозоны. «Возможно, распад зоны евро и возвращение национальных валют и не является такой уж трагедией, как это пока представляется», – считает экономист.

Существующие проблемы Еврозоны говорят, что даже многолетняя подготовка не решает всех проблем и возможно модель, которую во многом использовали архитекторы ЕАЭС является нежизнеспособной.

1.3 Основные риски введения Единой валюты:

1.Непринятие частью населения и бизнес элитами утери суверенитета в области монетарной политики

2.Ущемление сильными и богатыми членами ЕАЭС более бедных и менее развитых

3.Рост конкуренции внутри союза особенно в областях машиностроения и сельского хозяйства

4.Споры между участниками союза о проведении той или иной монетарной политики

5.Несогласованная фискальная политика членов союза может привести к спорным моментам

6.Выход за показатели установленной инфляции и государственного долга относительно ВВП государствами членами союза

7.Предоставление не корректной либо фальсифицированной статистики

1.4 Разница экономических показателей и общей экономической структуры государств как проблема для введения единой валюты

Одной из основных причин введение единой валюты вместе с исключение валютных войн является обеспечение стабильности валюты. По логике единая валюта поддерживается всеми экономиками союза ,что должно придать ей стабильности и инвестиционной привлекательности. В этом уравнении сумма экономик Казахстан, Белоруссии и России не дает в равенстве стабильную валюту. Причина одна экономики очень похожи по своей структуре.

Структура экспорта Республики Казахстан за 2014 г. http://www.kursiv.kz/

Структура экспорта Республики Казахстан за 2014 г. http://www.kursiv.kz/

Структура экспорта Республики Белоруссии за 2014 г. http://belstat.gov.by

Структура экспорта Республики Белоруссии за 2014 г. http://belstat.gov.by

Структура экспорта России за 2012 г. ( https://ru.wikipedia.org/wiki)

Структура экспорта России за 2012 г. ( https://ru.wikipedia.org/wiki)

Структура экспорта входящих в состав ЕАЭС государств зависима от внешней конъюнктуры на биржевые товары, являющиеся основными экспортными товарами для всех государств. Похожая структура экономики и совпадающие основные экспортные товары, вместе с высокой импортной зависимостью в таких областях как: электроника, машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность и других отраслях приводит при внешних шоках к снижению сальдо торгового баланса, что приводит нас к следующим мерам: девальвация национальной валюты для корректировки торгового баланса, повышения базовой ставки для сдерживания инфляции. Сценарии при таких ситуация остается неизменным сначала девальвирует Россия, а после Казахстан и Белоруссия. Без изменения структуры экономики государств членов ЕАЭС ввод единой валюты не приведет к появлению сильной и стабильной региональной валюты. Существенной проблемой для введения единой валюты является разные и не стабильные показатели инфляции в странах ЕАЭС. Годовая инфляция в ЕАЭС (июль 2015 года к июлю 2014 года) составила 13,7%. Об этом сообщили в Евразийский экономической комиссии (ЕЭК). Больше всего потребительские цены выросли в России и Беларуси – 15,6% и 12,5%. В Казахстане годовая инфляция оказалась самой низкой в ЕАЭС – 3,6%. Большим вопросом является и доверие к предоставляемой статистики. Важным вопросом является и установление коэффициента государственного долга к ВВП до введения единой валюты.

2. Анализ концепции, подходов, идей.

2.1 Мнения официальных лиц РК, экспертов о единой валюте ЕАЭС:

Президент Республики Казахстан:

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что со временем в Евразийском экономическом союзе, который создают Россия, Казахстан и Беларусь, должна быть введена единая и при том новая валюта, отличная от российского рубля, передает “Интерфакс-Казахстан”.

“Считаю, что ни одна национальная валюта, включая, конечно, мощный рубль не годится. Должно быть другое название, другая валюта”, – заявил Назарбаев в Москве. По словам казахстанского Президента, “это – дело будущего”. “Мы об этом сейчас не говорили. Вообще, интеграционное объединение начинается так: сначала создается зона свободной торговли, потом Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство, потом экономический союз. Потом расчетная единица”, – сказал Назарбаев.

Он полагает, что сначала “надо создать экономическое пространство, Евразийский экономический союз, и тогда, может быть, думать”. Но уже сейчас, как считает Президент Казахстана, его страна могла бы торговать с Россией, используя при расчетах не доллары, а рубли и тенге. “Сейчас уже создается основа для этого – по крупным позициям”, – сказал Президент Казахстана. Он сообщил, что вместе с президентами России и Беларуси посетил дилинговый центр банка “ВТБ Капитал”, расположенный в башне “Федерация”.

“Как нам сказали, ежесуточно через банк ВТБ проходит 600-800 миллионов казахстанских тенге, то есть тенге находится на второй позиции после рубля. Когда мы торгуем между собой, нужно применять рубль и тенге, и уже не надо будет сначала покупать доллары, а потом рассчитываться за товары”, – сказал Глава республики. Назарбаев убежден, что “это – первый шаг”. “Надо доказать для себя выгодность, равноправность нашего экономического пространства и союза, и обязательно встанет вопрос о единой валюте”, – подчеркнул Президент Казахстана

Подробнее: http://tengrinews.kz/sng/nazarbaev-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze-edinaya-valyuta-201914/

Мнение автора: позиция Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. остается неизменной с 1994 года по вопросу объединения в экономико-политический союз, где экономическая интеграция будет выступать приоритетом, при этом сохранится политический суверенитет у стран участниц. Он указывает, что процессы должны идти последовательно и один будет вытекать из другого только при успешности прошлого этапа. Получается своего образа лестница, где следующий шаг можно сделать только при успешности прошлого. Данная позиция по мнению автора является единственно выгодной для Республики Казахстан, так как снимает основные риски интеграционных процессов. Политический риск-утеря суверенитета при создании наднационального органа при котором роль Казахстана будет недостаточно велика. Экономический риск- интересы бизнеса должны быть учтены и защищены при интеграции, так как произойдет усиление конкуренции, а при более высоких уровнях интеграции и объединения и открытия границ и возможностей усиление конкуренции будет только нарастать, что создаст определенные трудности для бизнеса в таких условиях переход на следующий этап возможен только при условии успешного прохождения казахстанским бизнесом следующего этапа. Социальный риск – интеграционный процесс подразумевает собой частичную утерю политического и экономического суверенитета ,что может привести к усилению недовольства населением данным союзом. Резкий переход к более высшему уровню интеграции, такому как, единая валюта может привести к опасному росту, протестных настроении в стране. Поэтому поэтапная интеграция и тестирование взаимовыгодности данного союза единственная модель объединения, имеющая шансы на успех.

Вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков

Одна из актуальных тем сегодня в информационном пространстве – валютно-финансовое сотрудничество Казахстана со странами ЕАЭС.

Как пояснил вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков на брифинге в СЦК, этот вопрос не обсуждается.

Хотелось бы отметить, что Казахстан занимает четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС. Эти вопросы мы не обсуждаем. В положении по формированию валютного союза о создании единой наднациональной валюты в договорах о ЕАЭС не предусмотрено, и такой работы проводиться не будет”, – подчеркнул Жаксылыков.

“При этом в рамках ЕАЭС до 2025 года мы намерены произвести только гармонизацию законодательства в области регулирования финансовых рынков”, – добавил спикер.

Подробнее: http://tengrinews.kz/markets/kazahstan-isklyuchaet-vozmojnost-vvedeniya-edinoy-valyutyi-273587/

Мнение автора: Вице-министр исключающий введения наднациональной валюты одновременно прав и не прав. Не прав в плане, что он полностью исключает ее введение и говорит, что работы о ее создании не введется. Любой интеграционный процесс это уже большой шаг к единой валюте. При более высших уровнях интеграции вопрос о введении наднациональной валюты будет вставать все острее и острее. Прав в том моменте, что непосредственно работы в данном направлении не ведется. Союз на начальном этапе должен вскрыть основные противоречия. Сейчас слишком рано ставить этот вопрос так как никто особо не почувствовал плюсы и минусы этого союза, что садиться обсуждать данный вопрос.

Председатель Нацбанка РК Келимбетов К

Председатель Нацбанка РК Келимбетов К. о возможности появления единой валюты в Евразийском экономическом союзе

«На сегодня официальных переговоров между соответствующими государственными органами не ведется. Но любая интеграция подразумевает много вопросов, к которым рано или поздно придем. Вопрос – в какой перспективе? На сегодняшний день, мне кажется, этот вопрос больше политический, нежели экономический»,

Глава Нацбанка напомнил, что в соответствии с договоренностями между странами-участницами ЕАЭС единый финансовый регулятор союза будет создан к 2025 году, его офис разместится в Алматы.

http://www.inform.kz/rus/article/2674742

Мнение автора: Глава Национального банка прав, в том вопросе, что любая интеграция подразумевает много вопросов и вопрос о единой валюте нельзя просто забыть. Этот вопрос будет подыматься все чаще и чаще с углублением интеграции. Этот вопрос не является больше политическим, чем экономическим. Скорее политически фактор будет зависеть от экономического. Договор о едином экономическом союзе подразумевает свободное движение капитала, товаров и услуг, рабочей силы, и вопрос как при открытых границах научить экономику жить при разных фискальной и монетарной политики вопрос больше экономически. Если валютные и торговые войны продолжат случаться между странами участниками союза вопрос о переходе к наднациональной валюте станет перед политиками ребром, введения единой валюты либо выход из союза или пересмотр некоторых пунктов договора.

Алмас Чукин,казахстанский экономический аналитик

«Трудно комментировать заведомо утопичные идеи, особенно в свете историй про евро и асинхронное падение рубля, тенге и других валют СНГ. Даже Америка пришла к единой валюте не сразу. Доллар как единая валюта Соединенных Штатов появился к концу 19 века. Валюта это не начало, а конец объединительных процессов. Сначала надо пройти свободную торговлю, потом сближение экономических политик, потом сращивание экономик и финансов, налогово-бюджетной политики, и только потом можно легко и просто сказать, если все едино, теперь все это можно считать в единой валюте», – подчеркнул он

http://www.kursiv.kz/news/finansy/altyn_zamayachil_pomozhet_li_ot_beskonechnykh_devalvatsiy_edinaya_valyuta_771/

Мнение автора: Алмас Чукин прав в том вопросе, что до введения единой валюты должны быть пройдены определенные этапы и только при их успешном прохождении будет поднят вопрос о единой валюте.

Директор Института экономической политики Казахстана Каирбек Арыстанбеков считает, что в условиях единой валюты у Астаны и Минска будут ограничены инструменты экономической политики и госрегулирования экономики, утрачены рычаги денежно-кредитной политики и политики валютного курса. По сути, у правительства останется два базовых инструмента экономической политики: бюджетно-налоговая политика и политика занятости. При нынешнем уровне ВВП на душу населения, дальнейшая реализация ГПИИР, в особенности в части экспорта несырьевых товаров, при отсутствии инструментов валютного курса создало бы серьезные риски для индустриализации РК. В то же время, Россия не может гарантировать стабильность единой национальной валюты, поскольку сама находится в зависимости от цен на энергоносители и под воздействием санкций Запада.

http://www.kursiv.kz/news/finansy/altyn_zamayachil_pomozhet_li_ot_beskonechnykh_devalvatsiy_edinaya_valyuta_771/

Мнение автора: Наднациональная валюта – по факту является утерей очень большой части суверенитета. Существует риск, что более мощная экономически Россия задавит более маленькие по населению и экономики других стран участниц. Поэтому вопрос о ее ведении и создании наднационального регулятора и единой валюты беспокоит больше остальные страны нежели Россию.

Айдархан Кусаинов – финансовый аналитик

“Мировая валютная система, как и экономическая, находится в стадии неопределенности, ее структура и геометрия на пороге серьезных изменений. Поэтому я считаю, что в той или иной мере взаимоувязка рубля и тенге просто неизбежна – вопрос только в степени этой связки. Сегодня говорить о единой валюте еще рано, вопрос не готов, но активно работать в этом направлении, не принимая на себя никаких обязательств, необходимо. Соответственно, работа и будет заключаться в анализе выгод того или иного сценария, обсуждения на уровне министерств и ведомств, Центрального и Национального банка, согласования монетарных политик и обсуждения в экспертных сообществах. Подчеркну: пока только на профессиональном уровне, без обязательств, политических заявлений и без излишней “политизации вопроса”. Понятно, что не втайне от общества, но и не на уровне “круглых столов политических экспертов” 

http://yvision.kz/post/533015

Мнение автора: Еврозона испытает существенное давление и стоит на пороге распада, есть сомнения относительно будущего доллара США, валютный рынок в последние несколько лет стал ареной сражении и непрекращающихся валютных войн. Можно например посмотреть на совсем близкий пример девальвации российского рубля за последний год и отчаянные попытки казахстанских властей сохранить стабильность тенге. Если посмотреть исторический то казахстанский тенге девальвировался последним из всех стран участниц Евразийского союза, он всегда отвечал на внешние шоки и не разу тенге не слабел быстрее рубля.

2.2 Мнения официальных лиц РФ о единой валюте ЕАЭС

Президент РФ Путин В.В.

Президент России Владимир Путин поручил Центробанку и правительству во взаимодействии с центральными банками стран — участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до 1 сентября проработать вопрос о возможности создания валютного союза в ЕАЭС.

Мнение автора: Негативная внешнеполитическая ситуация заставляет Президента России торопится. На создание единой валюты, если конечно она появится, уйдет не менее 20 лет. Как мне кажется важнее сейчас обсуждать вопрос о единой валютной политики. Парадигма союза не выработана, на настоящий момент не существует, модели валютной архитектуры, которая устроит всех. На это потребуется значительное время. Принимая во внимания эти обстоятельства, отказ Казахстана и Белоруссии о столь скором введении единой валюты вполне понятен.

Первый вице-премьер РФ Шувалов И.

Введение единой валюты неизбежно в ЕАЭС, соглашение о создании которого подписали 29 мая Беларусь, Россия и Казахстан. Но для этого, возможно, понадобится 5-10 лет. Так считает Игорь Шувалов, первый вице-премьер РФ, который заявил об этом во время встречи с участниками Международного образовательного форума под названием «Летний кампус Президентской академии», состоявшегося в Татарстане. «5-10 лет пройдет, и вопрос о введении единой валюты будет точно решен, появятся эмиссионные центры и единая валюта. Мы бы могли это избежать, если бы рубль не сломали, когда Советский Союз распался. Мы развалили в то время единое экономическое пространство, и сейчас, оставаясь разными странами, создаем это пространство», – заявил Шувалов, отметив, что в профессиональных кругах будет обсуждаться тема введения единой валюты. Вместе с тем, он заявил, что Российская Федерация должна и дальше оставаться членом ВТО.

Источник: http://www.24.kz/ru/novosti2/politika/item/17717-na-territorii-eaes-budet-edinaya-valyuta

Мнение автора: При свободном движении капитала, товаров и услуг, рабочей силы введение единой валюты- это неизбежно. Цифра в 5-10 лет до ее ведения звучит нереалистично, как политический, так и экономический. Споры поэтому вопросу будут идти очень долго. Сначала мы должны показать, что мы сможем ввести единую монетарную и фискальную политику. Валютные и торговые войны между странами участниками договора вполне возможны. Надо посмотреть какие будут отношения между государствами в текущий период снижения основных экспортных товаров и тогда когда все будет хорошо. Учитывая, что сейчас две новые страны входят в союз это потребует дополнительное время для притирки экономик. Единая валюта возможно будет, но союз должен доказать всем странам участникам, что это будет равноправный союз и только после этого решение по единой валюте будет принято.

3. Прикладные рекомендации

Единая наднациональная валюта не снимет все имеющие проблемы государств. Она облегчит торговые отношения, но не придаст стабильности. Казахстан, Россия, Беларусь являются сырьевыми государствами и зависят от внешних рынков. При снижении цен на сырьевые товары для обеспечения положительного сальда торгового баланса придется девальвировать и единую валюту. По сути, мы не живем в союзе как это заявлено. Страны ЕАЭС независимо друг от друга разработали антикризисные планы. Рубль отпустили в свободное плавание при том, что тенге был регулируемой валютой, что вынудило Национальный Банк Республики Казахстан в августе отпустить тенге в свободное плавание. Поэтому я считаю, что для введения наднациональной единой валюты слишком рано. Мы были независимы долга лет и не привыкли согласовывать свой действия с кем-либо. Должно пройти время, что мы научились сотрудничать друг с другом. Создание союза это результат политической воли высшего руководства стран. При этом ни в одном государстве не проводился референдум о вступлении в ЕАЭС. Большинство население толком и неосведомленное о плюсах и минусах данного союза. Судьбоносные решения об объединении в союз должны опираться на население, бизнес-элиты, политиков. Я противник введения единой валюты. В условиях, когда наша экономика недостаточно сильна, а некоторые области промышленности, такие как машиностроения только встают на ноги мы должны сохранить у себя важный инструмент управления собственную национальную валюту. У нас достаточно серьезный внешний долг в 155 млрд. долларов США, около 9000$ на одного человека. Нам нужно поддержать собственное машиностроение, электроэнергетику и другие отрасли. Иначе может произойти комичная ситуация, что мы войдем на единый валютный рынок и торговать нам будет нечем. Сейчас вопрос единой валюты не стоит так остро, ведь она необходима первую очередь для облегчения торговли, но товарооборот между странами ЕАЭС не так активен как между другими нашими торговыми партнерами. Безусловно, введение единой валюты снимет проблему валютных войн между участниками союза, но можно просто начать слышать друг друга и уважать взаимные интересы. Национальная валюта это своеобразная иммунная система государства, которая защищает его от различных болезней, таких как внутренние и внешние шоки. Если отдать монетарную политику в наднациональный орган у государства останется по факту два инструмента фискальная политика и регулирование занятости. Единая валюта-это усиление конкуренции готовы ли мы к ней – по моему мнению, нет. Экономика России мощнее, промышленность и финансовая сфера более развита и как мне кажется, мы не сможем в открытую конкурировать с ними. Смоделируем следующую ситуацию государство проводит определенную политику направленные на достижение определенных экономических показателей, имея только бюджетно-налоговую политику и так как монетарной политикой занимается наднациональный орган обращается в него с предложением уменьшить или увеличить денежную массу, девальвировать курс, либо его поддержать, а наднациональный орган он думает не об одном государстве, а в целом и он говорит, нет, мы не будем так делать, так как это невыгодно в целом союзу, принимая во внимания, что большую доли от общей экономики будет иметь Россия, то ее интересы буду выше котироваться наднациональном органе. Имея недостаточно сильную экономику Республике Казахстан еще слишком рано говорить о единой валюте. Интеграция предполагает проведение нескольких последовательных шагов, и создание валютного пространства является завершающим этапом на этом пути. Введение единой валюты должно стать   закономерным этапом развития ЕАЭС, если тот будет развиваться в направлении дальнейшего углубления экономической интеграции, через индексирование курса валют, введение условной расчетной единицы и затем к реальной единой валюте. Само по себе создание единой валюты только путем политического согласия со стороны стран ЕАЭС возможно, но не имея достаточных экономических предпосылок, в частности схожих экономических показателей всех стран-участников ЕАЭС, а также стратегии глобального экономического развития региона сложно предположить проведение эффективной единой экономической и валютной политики внутри объединенного пространства.

3.1 Мои рекомендации по введению единой валюты:

1. Каждый следующий этап интеграции осуществлять путем референдума, а также принимать во внимания интересы бизнес-элит;

2. Установить показатели, который страны должны соответствовать до начала следующего этапа интеграции. Например: инфляция, государственные и внешний общий долг по отношению к ВВП и другие;

3. Согласовать фискальную и монетарную политику;

4. Провести легализацию малого и среднего бизнеса;

5. Провести легализацию капиталов;

6. Создание наднационального органа занимающегося экономическим планированием и прогнозированием:

7. Создание наднационального органа занимающегося экономическим регулированием;

8. Создание инвестиционного Банка ЕАЭС, который будет обеспечивать поддержку экспортеров и импортозамещающим проектам;

9. Создание единой торговой площадки для публичных компании стран участниц ЕАЭС;

10. В рамках ЕАЭС необходимо провести индустриализацию с разделением вновь вводимых производств по странам Союза. Требуется изменения структуры экономики, увеличение номенклатуры производимой продукции внутри ЕАЭС, что придаст импульс развитию, обеспечит поступления в бюджет и позволит более эффективно справляться с инфляцией и улучшит показатели торгового баланса за счет уменьшения импорта.

11. При достижении взаимного торгового оборота между участника союза превышающего 50% для содействия развитию интеграционных процессов ввести специальную безналичную Евразийскую валюту по примеру ЭКЮ Европейской и использовать ее в следующих целях:

  • основа для расчетов паритетов и курсов национальных валют стран — членов ЕАЭС;
  • резервный валютный актив;
  • валютная единица совместных фондов и международных валютно-кредитных и финансовых организаций;
  • валюта единых сельскохозяйственных цен;
  • валюта межгосударственных расчетов центральных банков ЕАЭС при проведении валютных интервенций;
  • валюта межгосударственных займов и кредитов;
  • валюта синдицированных кредитов;
  • валюта банковских депозитов и кредитов.

12. Создание Центрального Банка ЕАЭС со следующими функциями:

  • эмиссия банкнот и монет;
  • проведение денежно-кредитной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • управление официальными золотовалютными резервами;
  • проведение валютной политики;
  • регулирование деятельности кредитных институтов;

Управляющим органом должен быть состав директоров. Члены ЕАЭС назначают своего представителя. Решение должны приниматься большинством. При категорическом не принятий того или иного решения должно быть право «вето» , при котором любое решение блокируется даже при большинстве его поддержавших. При достижении определенного количества использованных прав «вето»,должен быть поднят вопрос о исключении страны из участников валютного союза ЕАЭС и возврат ее к суверенному Центральному/Национальному банку.

Заключение

Введение единой валюты – это пик интеграционного процесса и самый ответственный момент. Важно проработать его досконально и избежать большинства рисков. В текущих условиях: схожесть структур экономик, различия основных финансовых показателей, низкого уровня взаимной торговли и, что важно практически отсутствия либо слабости многих отраслей промышленности, введения наднациональной валюты видится преждевременным. Это поэтапный процесс, который на каждом следующем этапе должен доказывать свою эффективность и, безусловно, опираться на поддержку населения. При проведении последовательной и честной политики достижения поставленных перед союзом целей видится осуществимым. Мы должны на каждом этапе интеграции доказать, что наше целое больше суммы наших составляющих.