Сапунова Анастасия Валерьевна. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

«Единое валютное пространство: анализ мнений о концепциях и инструментах политических и бизнес-элит стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС»

Глава 1. Динамики торговых операций (планируемые, заключенные, выполненные контракты между странами ЕАЭС)

По данным аналитического обзора Департамента статистики ЕЭК объем взаимной торговли товарами государств – членов ЕАЭС за январь – июнь 2015 года составил 21,3 млрд. долларов США, или 74% к уровню соответствующего периода 2014 года. Объем внешней торговли товарами государств – членов ЕАЭС с третьими странами за январь – июнь 2015 года составил 296,5 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров – 199,2 млрд. долларов США, импорт – 97,3 млрд. долларов США. По сравнению с январем – июнем 2014 года объем внешнеторгового оборота сократился на 33,2%, или на 147,4 млрд. долларов США, экспорт – на 31% (на 89,5 млрд. долларов США), импорт – на 37,3% (на 57,9 млрд. долларов США). Профицит внешней торговли составил 101,9 млрд. долларов США против 133,5 млрд. долларов США в январе – июне 2014 года. 25 Соглашение с Вьетнамом: новый этап в развитии ЕАЭС 29 мая 2015 года страны Евразийского экономического союза и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Это соглашение стало первым международным договором о преференциальных условиях торговли, заключенным ЕАЭС с третьей стороной. Документ, предполагающий в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90% товаров, позволит увеличить товарооборот более чем в два раза, а также положит начало последующей интеграции со странами АТР. Как сообщает РИА Новости, после вступления договора в силу Вьетнам должен будет обнулить для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины на более чем 59% позиций общей товарной номенклатуры. В отношении еще 29% групп товаров ставки будут снижены до 0% в течение 5- 10 лет. Отмена таможенных пошлин может привести к росту экспорта во Вьетнам мяса птицы и колбас, сыров и масла, пшеницы и муки, удобрений, нефти и нефтепродуктов, асбеста, стальных труб и проката, буровых платформ, шин и покрышек, печатных книг и картона, автомобилей. Вьетнамские поставки после снятия таможенных барьеров будут расти в части рыбы, риса, фруктов, овощей и орехов. Из промышленных товаров ожидается увеличение поставок продукции легкой промышленности, электронного оборудования, изделий из кожи и различных бытовых готовых изделий. По экспертным оценкам, экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС может составить около 40 млн долларов за первый год действия соглашения, а по истечении всех переходных периодов — около 60 млн долларов. Вьетнамские компании в результате отмены таможенных пошлин могут рассчитывать на экономию до 5-10 млн долларов в год. В ЕЭК отмечают, что благодаря снижению или отмене ввозных таможенных пошлин продукция, поставляемая на вьетнамский рынок, будет более конкурентоспособной по цене. Кроме того, получение беспошлинного доступа на рынок Вьетнама создает предпосылки для развития экспорта тех товаров, которые ранее не поставлялись из-за слишком высокой стоимости. В целом в ЕЭК прогнозируют, что создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом позволит увеличить торговый оборот более чем в два раза.

Глава 2. Предпосылки формирования единого экономического пространства снг/евразэс

Предпосылки финансовой интеграции:

  • Географические, исторические, экономические взаимосвязи: внешнеторговый оборот, потоки капитала и миграция населения
  • Схожие макроэкономические проблемы и синхронное изменение индикаторов
  • Общие проблемы развивающихся рынков: низкая ликвидность, капитализация и free-float, неразвитая инвестиционная база, неблагоприятный инвестиционный климат
  • Глобализация и растущая конкуренция при интеграции в мировую систему
  • Совершенствование законодательства и либерализация валютного регулирования
  • Единые приоритеты развития биржевой торговли, клиринга и расчетов: Центральный контрагент, расчеты T+n, валовые расчеты в режиме реального времени (RTGS)

Основные направления интеграции:

  • Создание интегрированных финансовых и товарных рынков
  • Гармонизация законодательства и правил бирж
  • Технологическое сотрудничество и стандартизация
  • Развитие пост-трейдинговой инфраструктуры, диверсификация бизнеса и создание новых рынков, информационно-аналитическая поддержка интеграционных проектов.

Региональный финансовый центр:

  • Финансовые услуги на уровне лучших мировых стандартов, ликвидные и эффективные рынки
  • Использование национальных валют в международных расчетах
  • Единые технологические стандарты, общая платежно-расчетная система, кросс-трейдинг, кросс-листинг, кросс- клиринг
  • Инвестиционная привлекательность и расширение клиентской базы, приток

Глава 3. Основные принципы и преимущества создания ЕЭП

К основополагающим принципам Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие: поли­тический союз не предусматривается; правовая база на основе норм и правил ВТО; использование интеграционного опыта Европейского союза; поэтапная интеграция; разноскоростной и разноуровневой подходы; возможность присоединения к соглашению для других стран. Такое соглашение предусматривает гармонизацию макроэкономической политики в следующих областях: налогооб­ложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.

Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет созда­ния благоприятных равных условий для инвестиций, проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификации практики предоставле­ния субсидий, отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармониза­ции технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетариф­ных барьеров, упрощения трудовой миграции.

В соглашении зафиксировано положение, касающееся создания координирующих, т. е. наднациональных ор­ганов, по мере необходимости их учреждении. В частности, планируется создать Секретариат глав государств, где предусматривается принятие решений на основе консенсуса. Наднациональным органом должна стать единая регулирующая межгосударственная независимая Комиссия по торговле и тарифам, в которой решения будут приниматься с учетом экономического веса государств.

Указанные особенности формирования ЕЭП предполагают уровень экономической и торговой интеграции более высокий, чем в других сравни­тельно успешных региональных торговых объединениях, таких как НАФТА.

Очевидны и выигрыши от формирования Единого экономического простран­ства для бизнес-сообщества. Прежде всего, это улучшение условий работы на рынках стран-участниц. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процес­сов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

Важно подчеркнуть, что разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского союза, что в перспективе делает совместимым Единое экономическое пространство Рос­сии, Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим европейским экономичес­ким пространством (ОЕЭП).

Глава 4. Значения и преимущества Интегрированного валютного рынка (ИВР)

Задачи, решаемые в рамках единого валютно-финансового пространства:

  • создание емких национальных финансовых рынков с разнообразным набором инструментом и постепенное продвижение к интегрированному рынку
  • укрепление национальных валют и повышение их роли во внутреннем денежном обращении и во взаимных расчетах путем постепенного снижения роли доллара и евро
  • содействовать свободному перетоку инвестиций в рамках СНГ, способствовать трансграничным расчетам в национальных валютах

Привлекательность ИВР обеспечивается:

  • снижением валютных рисков путем использования современных систем биржевого риск- менеджмента
  • ростом прозрачности и ликвидности рынка, большей стабильностью валютных курсов за счет участия в торгах национальных банков
  • сокращением конверсионных издержек участников внешнеторговой деятельности за счет исключения посреднических валют – доллара и евро – и образования узких спрэдов в национальных валютах за счет вовлечения в торговлю всех заинтересованных субъектов

Глава 5. Мнения общественных кругов по поводу создания ЕЭП

Шохин С.О.: «Инфляционные риски единой валюты станут ниже» Интервью с Сергеем Олеговичем Шохиным, директором Высшей юридической школы Финансового университета при Правительстве РФ, доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом РФ, Академиком РАЕН и РАЮН подготовлено специально для проекта «Поддержка научно-образовательных и предпринимательских инициатив в области формирования евразийского финансового рынка»

Применимы ли международные практики введения и функционирования единого валютного пространства к ЕАЭС?

Зона франка, ЕС и наш переводной рубль советского периода могут быть особенно яркими примерами введения общей валюты, хотя и происходило это на разных исторических этапах. В случае с ЕАЭС возможно использование некоторых международных моделей, но только после гармонизации законодательства стран-участниц. Правовая интеграция в Евразийском союзе сегодня находится в зачаточном состоянии.

Как влияет разница правовых основ и ключевых экономических показателей на перспективы введения единой валюты и расширение экономической интеграции?

Право на уровне законов закрепляет уже сложившиеся экономические отношения. Когда накапливается весомое количество подзаконных актов, которые и формируют картину постоянных экономических процессов, принимается закон, то есть законы принимаются для регулирования уже имеющихся экономических связей в различных их проявлениях. Экономическое развитие России, Белоруссии, Казахстана существенно различается, не говоря уже об Армении и Киргизии. Данный факт осложняет процесс создания гармонизированного права. Сейчас вопрос создания общих правовых основ является первостепенным для ЕАЭС. Перед нами также стоит задача гармонизации банковских систем, в ходе реализации которой приходится преодолевать определенные препятствия. В качестве примера 7 можно привести процесс согласования Россией и Белоруссией места расположения эмиссионного центра новой валюты. Согласовать проблему эмиссии будет чрезвычайно сложно. В США, например, квоты на эмиссию имеют более двух десятков частных банков. В ЕС также диверсифицированы места выпуска евро по странам союза. Более того, будет сложно согласовать даже уничтожение вышедших из оборота денежных масс. Отсюда возникает необходимость размещения эмиссионных центров в разных странах ЕАЭС, а следовательно, и квотирование выпускаемых денежных масс и последующее их уничтожение. Опять же в России существует проблема сжатия денежной массы относительно ВВП. Например, в США и Китае объем денежной массы существенно превышает ВВП, в России она искусственно занижена. В других государствах ЕАЭС может быть иная политика на этот счет.

Нужно ли создавать наднациональный регулирующий орган по вопросам финансово-денежной политики ЕАЭС?

Безусловно, такой орган необходим. Как есть МВФ, Европейский банк, так и в ЕАЭС должен быть наднациональный регулятор, располагающий полномочиями устанавливать такие важнейшие показатели, как объем денежной массы, объемы эмиссии и квотирования обязательно с учетом ликвидности национальных банковских систем.

Можно ли обозначить временной контур введения единой валюты в ЕАЭС?

Если исключить форсирование введения единой валюты волевыми решениями руководителей государств – членов ЕАЭС, можно обозначить некие временные контуры. Данный вопрос осложняется большим количеством внешних соглашений стран-участниц, в которых фигурирует долларовая составляющая. Динамика решения этой проблемы напрямую повлияет на сроки перехода к единой валюте. Скорее всего для этого потребуется не менее 7–10 лет.

Какие политические риски существуют с точки зрения перехода к высшей форме интеграции – введению единой валюты?

Главный политический риск – это отказ стран – участниц союза от части суверенитета, что создаст проблемы на первоначальном этапе введения общей валюты. Фактор отказа от части прав весьма чувствителен для национальных 8 элит. Элиты разных государств не интегрированы вокруг некоего управляющего центра, что вдвойне осложняет процесс интеграции. Каково влияние волатильности цен на энергоресурсы на мировом рынке на перспективы единого валютного пространства?

На мой взгляд, волатильность цен на энергоресурсы является меньшей проблемой, чем недостаток населения, трудовых ресурсов и их невысокое качество. В Казахстане, например, численность населения – 18 миллионов человек и огромная богатейшая территория. Такая же ситуация и в России: 140 миллионов населения и острый дефицит рабочей силы в регионах. Отсюда и проблемы с открытием новых предприятий в регионах, с производительностью труда и т.п. Недостаток кадров также влияет на инвестиционную привлекательность регионов. Инвесторы готовы вкладывать деньги в различные проекты, а осваивать их, реализовывать проекты физически некому.

Что необходимо предпринять для минимизации рисков от санкций в отношении России в контексте развития экономических связей в ЕАЭС?

Определенно надо разрабатывать и вводить аналог SWIFT, так как существует угроза отключения от этой системы, сделать систему, которая впоследствии могла бы быть интегрирована как элемент в общую систему стран БРИКС. Будет ли единая валюта устойчива к инфляционным рискам? Скорее всего инфляционные риски единой валюты станут ниже, так как в обеспечении ее стабильности будут участвовать несколько государств.

Стоит ли рассматривать возможность создания единого бюджета стран ЕАЭС?

Единый бюджет должен быть только в контексте содержания единого административного аппарата. Общие проекты ЕАЭС могут финансироваться через специально созданный банк объединения, и для этого общий бюджет (в широком понимании) не нужен. 9

Какова роль ВТО в евразийской интеграции?

Дело в том, что любые экономические, таможенные союзы подлежат регистрации в ВТО. В принципе это рассматривается как исключение из свободной конкуренции. ВТО резко негативно относится к интеграционным объединениям, так как это некий неравнозначный барьер в свободной торговле в рамках глобализации. Тот факт, что не все государства ЕАЭС являются членами ВТО, определенно вызовет ряд вопросов относительно нового этапа евразийской интеграции в части принципиальных системных проблем. По моему мнению, ВТО – это скорее помеха на пути интеграции.

Как Вы оцениваете влияние СМИ и общественных организаций на решения правительства?

У нас общество не стратифицировано, нет явно выраженных, тем более системно организованных, социальных групп. Поэтому вряд ли СМИ оказывают какое-то весомое влияние на решения правительства – они не являются выразителями политически значимых социальных групп. Панарин И.Н.: «Ключевой момент – это продажа российских энергоресурсов за рубли» Интервью с Игорем Николаевичем Панариным, доктором политических наук, профессором подготовлено специально для проекта «Поддержка научно-образовательных и предпринимательских инициатив в области формирования евразийского финансового рынка»

Применимы ли международные практики введения и функционирования единого валютного пространства к ЕАЭС?

Создавать валютное пространство, безусловно, необходимо. Отмечу, что опыт создания единой валюты ЕС имеет как плюсы, так и минусы. Изначально европейская единая валюта планировалась к введению на основе фунта стерлингов, но в результате его обвала это не удалось, затем – на основе немецкой марки, что, собственно, и было реализовано. Первым этапом 10 введения евро – первые три года – стал безналичный расчет. Как вариант этот опыт применим на начальных стадиях реализации перехода к единому валютному пространству. Также стоит вспомнить практику переводного рубля стран социалистической части Европы в советский период. Переводной рубль может быть взят как первоначальная модель, также полезен будет опыт первого этапа внедрения европейской валюты. По логике вещей единой валютой может стать российский рубль, хотя в последнее время предлагаются разные варианты единой валюты и ее названий – от евраза до алтына. Каковы, на Ваш взгляд, основные механизмы формирования единой евразийской финансовой зоны? С моей точки зрения, ключевой момент формирования единой финансовой зоны Евразийского союза – это продажа российских энергоресурсов за рубли. Как вариант, Россия и Казахстан на договорной основе могли бы продавать нефть и газ за рубли. Если мы говорим о введении общей валюты, то есть вариант ее использования в качестве расчетной. Возникает необходимость временно отойти от продажи энергоресурсов в национальных валютах на промежуточном этапе внедрения общей валюты и перейти к продаже за евразийские рубли. Идея перехода к продаже энергоносителей за рубли в России стала активно обсуждаться на высшем уровне начиная с 2006 года. В результате была создана товарно-сырьевая биржа в Санкт-Петербурге. Однако объем сделок на ней не изменил внешнеторговый баланс. Стоит отметить расширение взаимодействия ЕАЭС с другими странами: например, первая партия энергоресурсов за рубли была продана Вьетнаму, не так давно вошедшему в зону свободной торговли. Произошло это осенью 2014 года, то есть первый шаг по пути отказа от расчетов в долларах был сделан. Считаю, что с января 2016 года России стоит предложить странам, входящим в зону свободной торговли, рассмотреть возможность продажи энергоресурсов за рубли внутри объединения. Как вариант, наладить продажу энергоресурсов за рубли в рамках Российско-Белорусского союза. Охарактеризуйте, пожалуйста, процесс постепенного перехода на региональные валюты, в том числе в рамках политических и экономических объединений. Торговля энергоресурсами между странами – участницами ЕАЭС и ЗСТ за рубли, а впоследствии за единую валюту поможет снизить риски, связанные с 11 падением цен на нефть в долларах на мировом рынке. Отдельно стоит отметить российско-китайские соглашения в области торговли энергоресурсами в формате рубль – юань. Процесс отхода от доллара запущен в рамках двусторонних отношений и будет только прогрессировать. Процесс торговли в национальных валютах становится новым трендом в экономике России и Китая. Если посмотреть на БРИКС, то в рамках объединения попытки вытеснения доллара недостаточно решительны, сегодня сложно говорить о значимых результатах. Если представить процесс отхода от доллара в расчетах за энергоресурсы, то можно выстроить определенную уровневую систему по объединениям. На первом уровне, естественно, страны, входящие в ЗСТ, и переход на расчеты за рубли или единую валюту. На втором уровне стоит расположить российско-китайское сотрудничество, в том числе в рамках ШОС. На третьем – БРИКС, так как данное объединение носит более декларативный характер, однако имеет стратегическую перспективу. Что касается банка, созданного в рамках БРИКС, то у него опять же долларовая конфигурация, и я не вижу пока, как тут может осуществляться экономическое взаимодействие с использованием единой валюты ЕАЭС. Ну и в последнюю очередь – переход на продажу энергоносителей за рубли в Европу, так как геополитическая обстановка и отсутствие потенциальных инициатив, направленных на гармонизацию двусторонних отношений, делают такой переход возможным лишь в отдаленной перспективе.

Можно ли обозначить временной контур введения единой валюты в ЕАЭС?

Я считаю, что движение к общей валюте – необходимый и оптимальный путь, причем к валюте на основе российского рубля. Полагаю, реально наличные деньги появятся с 2020 года.

Какие политические риски существуют с точки зрения перехода к высшей форме интеграции – введению единой валюты?

Прежде всего геополитические риски и попытки вмешаться и затормозить интеграционный процесс извне. На примере Украины мы видим, как сначала «цветная» революция 2004 года, а затем и события 2014 года окончательно вырвали Украину из интеграционного евразийского процесса. Опять же крупнейшие биржи, торгующие нефтью за доллары, находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Естественно, им не выгодна торговля энергоресурсами за рубли 12 или за единую евразийскую валюту. Отсюда и игроки, не заинтересованные в развитии интеграционных процессов на основе рубля или единой валюты. Одним из основных методов замедления темпов развития ЕАЭС остается дестабилизация политической обстановки в странах-участницах и попытки свержения законных властей. Основная цель – вырвать определенную страну из процесса интеграции, создав очаг дестабилизации, и разрушить крепнущие экономические связи между странами союза.

Как Вы оцениваете влияние СМИ на развитие интеграционных процессов в ЕАЭС?

СМИ в первую очередь оказывают весомое влияние на формирование общественного мнения. Однако мы видим, сегодня евразийские экономические процессы не освещаются и не популяризируются через СМИ должным образом, хотя в ЕАЭС имеются конкретные достижения, есть о чем рассказывать. Необходимо освещать перспективы экономической интеграции, долгосрочные планы правительств и т.п. Стоит отметить фактор внешних игроков в слабом освещении интеграционных процессов. Зачастую внешние игроки блокируют информацию о достижениях ЕАЭС. Ларина Е.С.: «Маловероятно, что Биткойн может навредить экономике ЕАЭС» Интервью с Еленой Сергеевной Лариной, генеральным директором ООО «Персоналинвест», членом Сообщества практиков конкурентной разведки, экспертом МВД РФ подготовлено специально для проекта «Поддержка научно-образовательных и предпринимательских инициатив в области формирования евразийского финансового рынка» Расскажите, пожалуйста, об истоках возникновения криптовалют и их специфике. Создание криптовалют относится к периоду создания Интернета. По мере развития сети возникали все новые представители криптовалют с различными названиями. Они имели определенный период жизни, затем устаревали и исчезали. Создатели криптовалют взяли за базу свободные деньги Сильвио Гезелля, они были в ходу до возникновения Интернета. Первые виртуальные валюты получили свое распространение в узких группах заинтересованных пользователей для расчетов, например, в виртуальных казино и других играх. 13 С тех пор использование криптовалют вышло далеко за рамки небольших групп пользователей и получило широчайшее распространение в различных секторах Интернета, в первую очередь в интернет-коммерции (интернет- магазины и т.п.). Однако общей чертой криптовалют является отсутствие эмиссии физических денег — банкнот и монет. Биткойн стал наиболее распространенным видом виртуальной валюты. Что поспособствовало его прорыву и популяризации в том числе и в виртуальном пространстве стран ЕАЭС? Биткойн — это специальный, хорошо организованный проект, который поддерживается финансово и популяризируется через средства массовой информации в различных регионах мира и в интернет-пространстве. Создание данной валюты и ее математической модели выпуска и распространения приписывается некому мифическому Сатоси Накамото. По моему мнению, создание такой системы как Биткойн требует штат разработчиков и как следствие централизованное финансирование, что лишний раз доказывает заинтересованность в нем определенных финансовых и политических кругов. Данный проект стал в определенном роде пилотным с целью проверки готовности общества и бизнеса использовать виртуальную валюту во взаиморасчетах. Выяснив перспективы развития массового использования криптовалют, проект Биткойн скорее всего сойдет на нет, но важнейшие его алгоритмы подвергнутся совершенствованию и тиражированию в других проектах. Также стоит отметить беспрецедентность созданной инфраструктуры под Биткойн: биржи, где торгуются биткойны и обмениваются на региональные, вполне реальные валюты; специальные центры, на базе вычислительных мощностей которых и ведется «добыча» биткойнов. Зачастую можно услышать диаметрально противоположные мнения относительно Биткойна и прозрачности данной системы. Какие, на Ваш взгляд, существуют нюансы использования данной валюты, особенно с точки зрения безопасности? Биткойн представляет собой сочетание трех элементов — непосредственно валюты, блокчейна (протокола, по которому осуществляются операции, своего рода электронная бухгалтерская книга) и пиринговой сети, то есть сети с ограниченным количеством пользователей. Разработчик создал виртуальные кошельки биткойнов полностью анонимными, что и привело к проблеме с прозрачностью финансовых операций — через систему Биткойн могут 14 анонимно финансироваться террористические, экстремистские и прочие незаконные организации. Собственно в этом одна из основных причин запрета Биткойна на территории различных государств, и эти опасения, как показывает практика, не беспочвенны. Каковы проблемы правового регулирование оборота криптовалют в России? В России запрещены к обороту виртуальные валюты, так как они не являются с точки зрения закона валютой. Поэтому все организации, ведущие расчет в Биткойнах и торгующие ими, действуют вне правового поля, нарушая законодательство Российской Федерации. Отношение правительства и финансовых структур к криптовалютам достаточно скептическое, так как фактически это суррогат валюты в общепринятом понимании, не позволяющий полноценно использовать ее во взаиморасчетах. Эмиссия любой виртуальной валюты в России запрещена и скорее всего положение дел не измениться в обозримом будущем. Возможно ли распространение криптовалют, в частности, Биткойна на территории стран ЕАЭС? По моему мнению это возможно, но скорее всего в виде виртуальной биржи, где и будет происходить продажа Биткойнов. Как вариант, данная биржа будет находиться номинально в юрисдикции той страны, в которой правовой климат наиболее благоприятствует созданию такой торговой площадки. Тут применим опыт Польши, где Биткойн позиционируется как товар, а не как валюта, что дает возможность гармоничного сосуществования криптовалюты и законодательства страны. Может ли криптовалюта угрожать экономике ЕАЭС? Маловероятно, что Биткойн может как-то навредить экономике стран — участниц ЕАЭС, по крайней мере на сегодняшнем этапе развития данной криптовалюты. Стоит вспомнить, что валюта имеет помимо функции непосредственно расчета за товары и услуги еще несколько функций, к которым относятся накопление, инвестирование и т.д. Эти функции не доступны для Биткойна в силу его суррогатности как валюты и ограниченности экономического функционала. Опять же криптовалюты подвержены волатильности по совершенно иным механизмам, нежели классические валюты, что делает их широкое использование малореальным. К примеру, стоимость одного Биткойна на китайских биржах доходила до 1300 и 15 более долларов за Биткойн, а после того как законодательно был запрещен оборот, рухнула более чем в два раза. Поэтому Биткойн — высоко рискованное вложение денег. У каких проектов, создаваемых в рамках ЕАЭС, существуют перспективы развития на основе технологий криптовалют? Я считаю, что развитие получат проекты, основанные на частичном использовании технологий криптовалют. В первую очередь на основе технологии Блокчейна могут появиться программные продукты, обеспечивающие электронный обмен договорами, а также создание алгоритмов защищенных финансовых сделок, в том числе по фактическому исполнению договорных обязательств исполнителя перед заказчиком. Подобные технологии являются базой доверительной экономики, основанной на формировании репарационного капитала интересантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на все трудности с которыми сталкиваются страны в формировании единого валютного пространства, оно все же является необходимым.

Расширение интеграции в рамках ЕврАзЭС и создание единого валютного пространства поможет государствам вывести экономику и экономические отношения между собой на новый уровень, преодолеть таможенные барьеры и сместить значимость доллара на международном валютном рынке.

Однако, несмотря на все преимущества, странам рассматриваемого региона придется разрешить ряд вопросов, упущение из внимания которых может привести к абсолютно новой картине международных экономических отношений в рамках ЕврАзЭС.

Успехи достигнутые в этой области необходимо систематизировать и в дальнейшие предпринимать шаги для реализации намеченных планов.

На данном этапе экономическая интеграция в рамках ЕврАзЭС встречает огромное количество противников со стороны европейского сообщества, поскольку формирование единого валютного пространства нанесет огромный удар по экономике европейских стран и сделает страны ЕврАзЭС независимыми от доллара.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. РИА-НОВОСТИ http://ria.ru
  2. ТАСС http://tass.ru
  3. Управление развития Московской Биржи
  4. А.В. Захаров “О концепции единого валютного пространства”
  5. http://www.ereport.ru/articles/ecunions/eurazes.htm