События и риторика в сфере экономики и финансов ЕАЭС за октябрь-ноябрь 2015 г.

1 октября 2015 г. ЕАБР: Взаимные прямые инвестиции в СНГ упали на 12%. Инвестиционные потоки в ЕАЭС остаются стабильными[1]

По итогам 2014 года падение объемов взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стран СНГ составило $6.3 млрд., или 12% к уровню предыдущего года. Одним из главных факторов обвала всех взаимных ПИИ в СНГ является дестабилизация экономической и политической ситуации на Украине. При этом на фоне значимого сокращения инвестиционной активности в СНГ молодое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — демонстрирует стабильность. Даже в условиях девальвации национальных валют взаимные ПИИ в регионе ЕАЭС в течение 2014 года увеличились с $24.8 млрд. до $25.1 млрд. Во многом положительная динамика инвестиционных потоков в ЕАЭС объясняется развитием и укреплением интеграционного взаимодействия.

Динамика накопленных взаимных ПИИ в странах СНГ и регионе ЕАЭС в 2008-2014 годах

Динамика накопленных взаимных ПИИ в странах СНГ и регионе ЕАЭС в 2008-2014 годахИсточник: ЦИИ ЕАБР, Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ – 2015.

ТНК России — по-прежнему крупнейшие инвесторы. Российские инвесторы осуществили 84% взаимных ПИИ в регионе СНГ и Грузии, при этом сама Россия привлекла почти 9% взаимных ПИИ. Вторым по значению участником взаимных инвестиционных потоков выступает Казахстан — 9% экспортированных и 20% импортированных взаимных инвестиций. В пятерку наиболее значимых стран входят также Украина, Беларусь и Азербайджан.

Первым среди крупнейших получателей ПИИ по-прежнему, хотя и с меньшей долей, чем раньше, выступает Украина (23% против 32% в конце 2013 года). Интересно, что массового выхода российских инвесторов с Украины в 2014 году не произошло. Тройку лидеров получателей замыкает Беларусь с 18% привлеченных инвестиций в регионе СНГ и Грузии. 

Динамика российских, казахстанских, украинских, белорусских, азербайджанских и грузинских накопленных ПИИ в регионе в 2008-2014 годах, млрд. долл.

Динамика российских, казахстанских, украинских, белорусских, азербайджанских и грузинских накопленных ПИИ в регионе в 2008-2014 годах, млрд. долл.Примечание: Россия – левая шкала; Казахстан, Азербайджан, Украина, Беларусь, Грузия – правая шкала.

Источник: ЦИИ ЕАБР, Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ – 2015.

Высокие показатели по России обеспечивают лишь несколько компаний. Доля российской тройки лидеров — «Газпрома», «ЛУКОЙЛа» и «ВымпелКома» — составляет почти 38%. Они отличаются и самой разнообразной географией — их дочерних структур нет только в 3-4 странах региона. По этому параметру из других значимых инвесторов к ним приближается «Интер РАО ЕЭС». Список лидеров покинули «Евраз» и «РУСАЛ», «Сбербанк» и «ВТБ». В целом на 15 ведущих компаний-инвесторов стран СНГ приходится $30.4 млрд. взаимных инвестиций, т.е. свыше 2/3 их объема.

Согласно одному из выводов доклада, структура инвестиционных потоков в ближайшие годы подвергнется трансформации. Основные факторы трансформации — нестабильная ситуация на Украине и соответственно уменьшение в этой экономике доли инвесторов из других стран СНГ, а также активное развитие взаимосвязей в ЕАЭС. Аналитики ЦИИ ЕАБР полагают, что углубление евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и его единый рынок открывает новые перспективы для корпоративного взаимодействия, и представляющие весьма широкий спектр отраслей инвесторы «второго эшелона» могут более активно строить трансграничные цепочки создания добавленной стоимости.

 

7 октября 2015 г. Алтыну еще предстоит родиться[2]

Алтыну еще предстоит родитьсяПрезидент Межгосударственного банка СНГ Игорь Суворов в ходе банковского форума «ЕАЭС: вопросы взаимодействия банков и регуляторов» в Минске 25 сентября заявил, что страны Евразийского экономического союза пока не готовы к введению единой валюты.

«Введение общей валюты в странах ЕАЭС пока не планируется», – отметил банкир, подчеркнув, что в экспертной среде и в руководстве союзных государств «много сомнений относительно целесообразности введения единой валюты». Поэтому в настоящее время государства-участники Евразийского экономического союза только обсуждают необходимость валютной координации.

Перспектива введения общей валюты ЕАЭС изначально выглядела слишком радикальной для объединения, которое было создано Москвой, Астаной и Минском буквально за несколько лет. Экономически страны ЕАЭС, которые едва только выработали правила работы в общем таможенном пространстве и стали постепенно продвигаться к снятию различных торговых барьеров и ограничений, были очевидным образом не готовы к этой мере. На эти обстоятельства и обратил внимание И. Суворов, отметивший, что союзные государства пока находятся в самом начале интеграционного процесса и должны создавать его экономическую базу. Введению единой валюты отнюдь не способствует и девальвация национальных валют, неоднократно происходившая во всех странах ЕАЭС с конца прошлого года.

Единую валюту ЕврАзЭС, являвшегося предшественником ЕАЭС, в 2003 г. предложил учредить «главный интегратор» постсоветского пространства президент Казахстана Н. Назарбаев. Причем ввести ее предполагалось к 2011 г. как раз на базе Межгосударственного банка СНГ, который должен был стать оператором единой платежной системы. Вначале Н. Назарбаев предложил назвать общую денежную единицу «алтыном», а спустя несколько лет, в марте 2009 г., – «евразом» или «евразией». Правда, все эти предложения были выдвинуты еще до создания ЕАЭС, который начал функционировать в 2010-2011 гг. С началом украинского кризиса, спровоцировавшего в результате снижения цен на нефть, западных санкций и целенаправленной атаки на рубль резкое падение его курса в конце прошлого года, главным инициатором введения общей евразийской валюты стала Россия.

Показательно, что в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) к идее введения единой валюты изначально относились крайне осторожно, хорошо представляя себе все ожидающие на этом пути риски. В марте этого года не спешить с общей валютой призвала министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая, по словам которой вначале необходимо создать общий рынок и приступить к координации финансовой политики. О том, что объективных причин для создания единой валюты на территории ЕАЭС нет, заявил в апреле и еще один член коллегии ЕЭК (министр) по экономике Тимур Сулейменов: у стран-участниц низкий уровень макроэкономической координации, доля общего товарооборота, разные бизнес-циклы и высокая сырьевая зависимость.

Против поспешного введения единой валюты неоднократно высказывался председатель коллегии ЕЭК Виктор Христенко. Не далее как вчера, 6 октября, в кулуарах международного форума «Евразийская экономическая перспектива» в Астане он заявил, что вопрос о переходе на единую валюту в рамках ЕАЭС пока даже не обсуждается. «Этот вопрос, если и возникнет, то возникнет только после того, как мы завершим ту программу, которая сейчас в договоре (о ЕАЭС. – Ред.) намечена. Я думаю, что не раньше 2025 года вообще обсуждение этого вопроса может возникнуть», – сказал В. Христенко. По его словам, начата работа по согласованию валютных политик стран-членов союза. «Это означает более тесную работу центральных банков, министерств финансов, министерств экономического развития. Такая работа началась, и я надеюсь, что здесь укрепление взаимодействия между финансовыми властями должно создавать более благоприятную обстановку, даже в случае сложных экономических ситуаций, которые мы сегодня переживаем», – добавил он.

К перспективе введения единой валюты крайне настороженно относятся Минск и Астана, которые, несмотря на активное участие в евразийской интеграции, опасаются потери национального суверенитета. Президент Белоруссии А. Лукашенко, например, в январе этого года заявил, что единая валюта ЕАЭС не будет введена до тех пор, пока он возглавляет республику.

Поскольку создание единых рынков стран ЕАЭС может потребовать до 10 лет и более, введение общей валюты может быть перенесено на еще более поздний срок. Единый регулятор финансовых рынков, который планируется разместить в Алмате – к 2025 г. Между тем именно согласование кредитно-денежных и финансовых политик все эксперты считают одним из главных условий введения общей валюты.

 

12 октября 2015 г. Коллегия ЕЭК одобрила проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет меры гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере[3]

12 октября на очередном заседании Коллегии ЕЭК были рассмотрены вопросы в сфере экономики и финансов, технического регулирования, энергетики и инфраструктуры и другие.

В частности, Коллегия ЕЭК одобрила проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и приняла решение направить его в государства-члены ЕАЭС для проведения внутригосударственного согласования. Положения документа определяют направления и меры гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере.

Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках направлено на:

  • создание в рамках Евразийского экономического союза общего финансового рынка;
  • обеспечение взаимного признания лицензий на осуществление видов деятельности в секторах услуг (банковском, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг);
  • формирование недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов ЕАЭС.

В случае гармонизации законодательства в финансовой сфере будет создана основа, которая поспособствует свободному движению финансовых услуг и капитала, а также развитию бизнеса в государствах-членах Союза.

В документе, в частности, закреплено:

  • участники соглашения совместно с ЕЭК в течение девяти месяцев после вступления в силу данного документа разрабатывают план гармонизации законодательства государств-членов, который утверждается Высшим Евразийским экономическим советом;
  • согласованные государствами-членами предложения по гармонизации законодательства в финансовой сфере, разработанные в соответствии с планом гармонизации, и сроки имплементации предложений в законодательство государств-членов утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом.
  • ЕЭК координирует деятельность по разработке плана гармонизации и предложений по внесению изменений в законодательство государств-членов.
  • гармонизация конкретных требований к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-членов должна осуществляться при условии, что сохраняющиеся различия не будут препятствовать эффективному функционированию в рамках ЕАЭС общего финансового рынка.

Предполагается, что государства-члены Союза к 1 января 2025 года завершат процесс гармонизации своего законодательства в финансовой сфере в соответствии с направлениями, предусмотренными проектом соглашения.

Государства-члены ЕАЭС осуществляют, в том числе, выработку гармонизированных требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг. Это приведет к созданию единых и понятных правил финансового поведения в разных странах ЕАЭС для граждан государств-членов.

Справка:

Проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках одобрен Решением Совета ЕЭК № 19 от 4 марта 2014 года и направлен Сторонам для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания Соглашения. Срок подписания Соглашения был установлен до 31 декабря 2014 года. Однако Решением Совета ЕЭК № 58 от 16 июля 2014 года «О рабочем плане разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» срок подписания Соглашения был перенесен до 31 декабря 2015 года.

В связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС утверждение Высшим Евразийским экономическим советом индивидуального национального перечня ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках ЕАЭС для Кыргызстана предусмотрено не позднее трех месяцев с даты вступления в силу Договора (основание – Протокол от 8 мая 2015 года об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о ЕАЭС, международных договоров, входящих в право Союза, и актов органов ЕАЭС).

 

20 октября 2015 г. ЕАЭС готовится к формированию единого валютного пространства[4]

ЕАЭС готовится к формированию единого валютного пространстваПосле того, как председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко 16 октября объявил о том, что с февраля будущего года его заменит бывший премьер-министр Армении Тигран Саркисян, околоэкспертное сообщество будоражат возможные мотивы такого назначения. В длинном ряду причин (наряду и с нелепыми) называется введение единой валюты ЕАЭС. Но это тоже неверно.

Христенко прогнозирует (на наш взгляд, оптимистично), что обсуждение этого вопроса может возникнуть не раньше 2025 года. Только обсуждение. Здесь же, как отмечают казахские СМИ, он подчеркивает: «Все, что связано с девальвациями национальных валют требует как минимум другого, как минимум, начала выхода на согласованные валютные политики. И в этом плане это означает более тесную работу центральных банков, министерств финансов, министерств экономического развития. И такая работа началась, и я надеюсь, что здесь укрепление взаимодействия между финансовыми властями должно создавать более благоприятную обстановку. Это означает, что финансовые монетарные органы так или иначе о своих планах, ситуациях, которые возникают на валютных рынках стран, должны не только информировать друг друга, но и стараться совместными усилиями купировать те риски, которые есть, или выстраивать согласованные системы действия».

Его дополняет министр ЕЭК по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов: формирование валютного союза пока не означает введения единой валюты в странах Евразийского экономического союза. «Хотя Белоруссия, Россия и Казахстан и стараются сейчас углубить взаимодействие финансовых систем, существующий уровень экономической интеграции показывает, что объективных экономических предпосылок для введения единой национальной валюты на пространстве государств — членов ЕАЭС на сегодняшний день не существует», — передает его слова пресс-служба ЕЭК.

Таким образом, на данный момент могут и будут обсуждаться лишь согласованные валютные политики государств-членов ЕАЭС, более тесная работа их центральных банков и формирование валютного союза (не уверен, что в околоэкспертном сообществе могут или желают уловить разницу между единым валютным пространством — валютным союзом и валютным союзом с единой валютой).

20 октября 2015 г. В ЕЭК обсудили гармонизацию законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере[5]

В ЕЭК обсудили гармонизацию законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере20 октября в Минске (Республика Беларусь) на очередном заседании Консультативного комитета по финансовым рынкам при Коллегии Евразийской экономической комиссии под председательством Члена Коллегии (Министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова обсудили гармонизацию законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в финансовой сфере.

В соответствии с Договором о ЕАЭС государства-члены Союза осуществляют работу по гармонизации своего законодательства в сфере регулирования финансового рынка на основе международных принципов и стандартов либо наилучшей международной практики, не ниже наилучших стандартов и практики, которые уже применяются в государствах-членах. В связи с этим участники заседания решили провести оценку соответствия законодательства государств-членов Союза: в банковском секторе – основным принципам Базельского комитета по банковскому надзору; в страховом секторе – основополагающим принципам страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров; в секторе услуг на рынке ценных бумаг – Международной организации комиссий по ценным бумагам, Организации экономического сотрудничества и развития.

Кроме того, была представлена информация о результатах мониторинга изменений законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере в 1-м полугодии 2015 года, а также рассмотрены данные стран Союза о том, как идет работа по устранению изъятий и барьеров в этой сфере.

Члены Консультативного комитета по финансовым рынкам рассмотрели результаты деятельности Рабочей группы по вопросам валютного регулирования и валютного контроля на территории ЕАЭС, целью которой является сближение механизмов валютного регулирования и контроля в государствах-членах ЕАЭС.

Представители Комиссии сообщили о ходе работы над проектом Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 23 декабря 2014 года. Армения присоединяется к данному документу в связи со вступлением в ЕАЭС 2 января 2015 года.

В ходе заседания был рассмотрен проект положения о Консультативном комитете по финансовым рынкам, а также одобрен новый состав Комитета в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Справка:

Консультативный комитет по финансовым рынкам при Евразийской экономической комиссии создан Решением Коллегии ЕЭК № 199 от 25 октября 2012 года. Председателем Комитета является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

Деятельность Комитета направлена на гармонизацию национальных законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере финансовых рынков с учетом лучшей международной практики. Приоритетной задачей Комитета является расширение взаимной торговли финансовыми услугами (в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг) между государствами-членами ЕАЭС.

quote

Александр Лосев

Александр ЛосевГенеральный директор «Спутник – управление капиталом»

А вот единая валюта ЕАЭС – это очень отдаленная перспектива. Даже ЕС пока не удалось обеспечить бюджетную и фискальную дисциплину во всех государствах-участниках. Поэтому в роли объединителей финансовых систем могут выступать совместно созданные банки развития, а также филиальные сети крупнейших государственных и коммерческих банков.

Специально для Ведомостей. 21.10.15.

 

 

21 октября 2015 г. Советник Путина предложил запустить печатный станок[6]

​Российская экономика имеет все возможности расти темпами до 10% в год — быстрее, чем сейчас растет Китай, но для этого нужно отказаться от политики затягивания поясов и ограничения денежной массы в пользу масштабного стимулирования экономического роста — прежде всего через отечественный вариант количественного смягчения. Об этом говорится в докладе Столыпинского клуба, который сегодня представят на заседании в Москве.

Доклад будет предложен правительству в качестве экономической основы долгосрочной стратегии развития, сказал РБК уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, один из авторов доклада.

Ранее в этом месяце Аналитический центр при правительстве направил письмо в аппарат правительства (копия есть у РБК), в котором предложил создать на базе центра рабочую группу для экспертных обсуждений основных положений доклада Столыпинского клуба — с возможностью включения их в стратегию социально-экономического развития России до 2030 года (так называемая Стратегия-2030, рассматривается также расширение горизонта до 2035 года).

В соавторах доклада помимо Титова — зампред ВЭБа, бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач и советник президента, экономист Сергей Глазьев. Идеи Глазьева видны невооруженным глазом: например, стимулирующая монетарная политика, ограниченный валютный контроль, экономическое планирование. Но на этот раз они сочетаются с традиционными приоритетами бизнес-сообщества — развитие конкуренции и частной инициативы, снижение административной нагрузки, налоговые льготы, независимый суд.

Авторы доклада предлагают радикально изменить мандат и политику Центробанка — от ограничительной денежно-кредитной политики, «иссушения» денежной массы ради мнимого таргетирования инфляции к политике стимулирующей, борьбе с инфляцией через экономический рост.

В России очень низкая монетизация экономики: денежный агрегат М2 (наличные деньги в обращении плюс вклады до востребования и срочные депозиты) составляет всего лишь 45% ВВП (для сравнения, у Китая — почти 200%), отмечается в докладе.

Поэтому нужен собственный вариант количественного смягчения — опережающее денежно-кредитное предложение со стороны ЦБ, или «авансирование экономического роста» механизмом денежной эмиссии, как называет это Глазьев. К примеру, ЦБ мог бы печатать не менее 1,5 трлн руб. в год в течение пяти лет, но это должна быть целевая, «связанная» эмиссия: деньги должны быть использованы не для выплаты зарплат бюджетникам и увеличения пенсий, а только по целевым каналам для стимулирования инвестиций в реальное производство.

Авторы доклада уверены, что такая адресная эмиссия не разгонит инфляцию, «не даст возможности перетока этих средств на валютно-финансовый или потребительский рынок, а также предотвратит хищения».

«Хотите иметь экономический рост — вам нужно обеспечить увеличение предложения денег. Так работают все системы денежные в мире, без исключения», — объяснял Глазьев в сентябрьском интервью «Газете.Ru», приводя в пример ФРС США. По его версии, ФРС «печатает деньги на 90% для государства, которое использует их в основном для целей социально-экономического развития».

В интересах российской экономики — в первые пять лет реформ поддерживать реальный эффективный курс рубля, заниженный хотя бы на 10% по отношению к корзине валют основных торговых партнеров (доллар, евро, юань и т.д.), считают авторы доклада. При этом предлагается, чтобы компании-экспортеры перечисляли в бюджет свои налоги непосредственно в иностранной валюте — это, по мнению авторов, позволит избежать ненужного укрепления курса. Сейчас в налоговые периоды компании вынуждены покупать рубли, что влияет на курс.

Еще одна мера, указанная в докладе, ранее уже предлагалась Глазьевым — введение налога на покупку иностранной валюты (вариация на тему «налога Тобина»). Налог предлагается ввести для компаний, за исключением импортеров. Также предлагается ввести налог на кредиты в иностранной валюте и установить жесткий лимит для открытых валютных позиций банков. В кризисных ситуациях авторы доклада считают нужным вообще закрывать для банков возможность открытия валютных позиций. А валютные депозиты предлагается вывести из системы страхования вкладов. Все это в докладе называется «отдельными элементами «мягкого» валютного регулирования».

quote

Арсений Сивицкий

Арсений СивицкийДиректор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований

К 2025 г. должно завершиться формирование общего рынка и устранение всех препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Опыт европейской интеграции показывает, что рано или поздно в ЕАЭС начнется обсуждение вопроса о создании единой валютной зоны. Пока консенсуса по этому вопросу нет. Стоит другая задача – перейти во взаимной торговле между странами ЕАЭС на расчеты в национальных валютах.

http://russiancouncil.ru/ 27.10.15.

 
 quote

Алексей Дзерман

Алексей ДзерманНаучный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии, координатор общественно-политического движения «Цитадель»

Через десять лет хотелось бы видеть ЕАЭС полноценно работающим интеграционным объединением и глобальным экономическим полюсом. Вероятно, к этому времени в ЕАЭС войдут не только постсоветские, но и государства иных регионов. Может назреть необходимость создания единой валюты ЕАЭС. Не исключена более тесная политическая интеграция стран-участниц союза по примеру Союзного государства России и Белоруссии, но обеспечивающая достаточную степень суверенитета национальных государств.

http://russiancouncil.ru/ 27.10.15.

 

 

29 октября 2015 г. Министр ЕЭК Тимур Сулейменов: «Для дальнейшей реализации потенциала развития нашего Союза и обеспечения финансовой стабильности нам необходимо задуматься о координации политики в финансово-экономической сфере в следующем году»[7]

29 октября в Москве, в Центре международной торговли, в рамках X Международной конференции «Евразийская экономическая интеграция» Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов сообщил, что Комиссия разработала два документа. Документы разработаны в целях формирования общего финансового рынка к 2025 году и закладывают основу формирования общего рынка финансовых услуг Евразийского экономического союза (ЕАЭС) путем гармонизации законодательств и административного сотрудничества регуляторов в этой сфере:

  1. Соглашение об обмене информацией между центральными банками, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере. Соглашение направленно на создание условий для обеспечения свободного движения капитала, подписано в конце 2014 года. Документ позволит регуляторам (центральным банкам) обмениваться информацией в отношении финансовых организаций, в том числе надзорной, содержащей конфиденциальную информацию, как на регулярной основе, так и по запросу – с соблюдением всех режимов секретности. Такое соглашение будет реализовано впервые на постсоветском пространстве. В настоящее время документ проходит внутригосударственные процедуры по введению в действие.
  2. Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках. Соглашение направлено на создание механизма гармонизации законодательства стран ЕАЭС, определяет направления, механизм и сроки гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) будет фиксировать подготовленные Комиссией совместно с регуляторами и правительствами стран Союза предложения и поручать своим ведомствам закрепить их в национальном законодательстве. Речь идет о такой же практике, как реализуются директивы в ЕС. Ожидается, что документ будет подписан в декабре 2015 года.

Выступая с докладом на пленарном заседании «Евразийский экономический союз: стратегия экономического развития», Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов рассказал также, что во исполнение Соглашения о требованиях Комиссия готовит подробную «дорожную» карту по гармонизации финансового законодательства во всех его аспектах. В этой связи Министр ЕЭК призвал представителей финансового сектора подключаться к работе над документом в качестве экспертов.

В заключение Тимур Сулейменов отметил необходимость координации основных экономических политик стран ЕАЭС – макроэкономической, бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и валютной, поскольку решения в этих сферах значительно влияют как на взаимные потоки товаров, так и услуг, инвестиций. «Для дальнейшей реализации потенциала развития нашего Союза и обеспечения финансовой стабильности нам необходимо об этом задуматься в следующем году», – заявил Министр ЕЭК.

 

quote

Тимур Сулейманов

Тимур СулеймановМинистр по экономике и финансовой политике ЕЭК

Реализация данных правовых норм создаст условия для свободного движения капитала в рамках Союза, что станет одним из факторов повышения темпов экономического роста наших стран … Мы не будем иметь барьеров ни по выручке, ни при передаче друг другу товарно-материальных ценностей и т.п. Резиденты одного государства-члена ЕАЭС смогут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте и в национальной валюте в банках другого государства-члена ЕАЭС

                        http://www.eurasiancommission.org/ 29.10.15.

 
quote

Дмитрий Панкин

Дмитрий ПанкинПредседатель Правления Евразийского банка развития

В текущих экономических условиях вопрос интеграционных процессов приобретает особую остроту. Мы видим, что происходит в мире: образуется тихоокеанское партнерство, терпит взлеты и падения европейская интеграция, на активные позиции выходит Китай. В подобных экономических и геополитических условиях отдельной стране сложно находиться вне какого-либо интеграционного альянса. Именно поэтому вопрос развития и процветания наших стран – стран Восточной Европы и Центральной Азии – будет решаться в зависимости от того, как мы сможем адаптироваться к процессам, происходящим вокруг нас

http://www.eabr.org/ 30.10.15.

 

5 ноября 2015 г. Министр ЕЭК Тимур Сулейменов на форуме «Минские деловые встречи» в очередной раз затронул вопросы углубления интеграции в финансовой сфере[8]

5 ноября в Минске, выступая на Международном финансово-банковском форуме государств-участников СНГ «Минские деловые встречи», Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов отметил необходимость углубления интеграционного взаимодействия в формировании общего рынка финансовых услуг ЕАЭС.

По словам Тимура Сулейменова, фактический дефицит инвестиционных и финансовых ресурсов в экономиках стран СНГ и ЕАЭС, отсутствие эффективных инструментов политики финансового развития стали сдерживающими факторами для устойчивого экономического роста. В этой связи проводится большая работа по созданию соответствующей нормативно-правовой базы для обеспечения свободного движения капитала в рамках Союза. В частности ведется работа над проектом Соглашения о взаимном допуске (аккредитации) брокеров и дилеров государств-членов ЕАЭС на национальные фондовые биржи (допуск без дополнительной регистрации брокеров и дилеров на национальные биржи государств ЕАЭС).

Кроме того, по словам Министра, актуально создание Совета по финансовой стабильности ЕАЭС на уровне руководителей Министерств финансов, Министерств экономики и национальных (центральных) банков государств-членов ЕАЭС, а также членов Коллегии Комиссии. Цели его деятельности: координация и согласование ключевых политик в финансово-экономической сфере (макроэкономическая, валютная, монетарная, налоговая и бюджетная политика).

Представитель ЕЭК также отметил необходимость активизации работы по созданию к 2025 году наднационального органа по регулированию финансового рынка государств ЕАЭС. В частности, по его словам, актуально формирование на базе международного финансового центра «Астана» рабочей группы из независимых экспертов по разработке механизма функционирования общего финансового рынка государств ЕАЭС.

Кроме того, в настоящее время весьма актуальным представляется создание Международного финансового центра государств ЕАЭС (МФЦ ЕАЭС) на базе финансового центра «Астана». «Международный финансовый центр государств ЕАЭС может стать своеобразным мостом, который соединит финансовые рынки ЕС и стран Юго-Восточной Азии и будет способствовать активизации движения капитала в рамках Евразийского экономического союза», – подчеркнул Тимур Сулейменов.

 

9 ноября 2015 г. Депутат Леонид Слуцкий в беседе с Познером затронул перспективы введения единой валюты

Что такое сегодня Содружество Независимых Государств? В чем смысл создания Евразийского экономического союза и что получат от этого объединения российские граждане? Какой должна быть миграционная политика России, как отстаивать интересы соотечественников за рубежом и интересы России в мире? Вернется ли Россия в ПАСЕ? На эти вопросы в программе Владимира Познера на Первом канале 9 ноября 2015 года отвечал председатель комитета Государственной думы РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий.

Телеведущий среди прочих задал вопрос и перспективах введения единой валюты.

Депутат ответил: «Давайте вспомним статью Назарбаева 25 октября 2011 года. Сейчас Центральные банки продолжают работать, но вопрос оказался значительно более сложным, чем казалось тогда. Работа идет. Единая валюта рано или поздно, наверное, появится. Только что вернулись из Казахстана, где проводили совместное заседание комитетов, и один очень уважаемый человек, бывший министр иностранных дел сказал «зачем же вы тогда в ельциновские времена выкинули нас из рублевой зоны?» Выкинуть легко – восстановить сложно. И сейчас, когда в рамках евразийской интеграции целесообразность единой расчетной единийцы налицо, сделать всё, чтобы её ввести очень и очень непросто».

Депутат Леонид Слуцкий в беседе с Познером затронул перспективы введения единой валюты

 

9 ноября 2015 г. В российской Госдуме вновь заговорили о единой валюте ЕАЭС: Ее могут назвать «евразом»[9]

В российской Госдуме вновь заговорили о единой валюте ЕАЭС: Ее могут назвать «евразом»Председатель комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что работа над созданием единой расчетной единицы для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с трудом, но ведется, и предположил, что валюта сможет называться евраз. Об этом сообщает РИА Новости.

При этом издание отмечает, что «в начале ноября председатель Центробанка Армении Артур Джавадян отметил, что разговоры о переходе стран ЕАЭС на единую валюту преждевременны. Он проинформировал, что месяц назад на заседании глав ЦБ стран ЕАЭС российская и казахская стороны заявили, что до 2025 года этим вопросом заниматься не будут. Джавадян сообщил, что он со своими коллегами по ЕАЭС обсудили этот вопрос и пришли к выводу, что процесс потребует 30-40 лет».

«Скоро у нас будет единая расчетная единица. Сейчас центральные банки продолжают работу, но это оказалось значительно более сложным, чем казалось в 2011 году. Да и фактор того же кризиса работает. Но работа идет, это необходимо. Поэтому рано или поздно она, наверное, появится. Сделать все, чтобы ее ввести, очень и очень непросто», – сказал Слуцкий в программе «Познер» на Первом канале. На вопрос Владимира Познера, как будет называться валюта, спикер ответил: «Посмотрим. Может быть, евраз. Посоветуемся».

Ранее председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко заявил, что в ЕАЭС не планируют поднимать вопрос о переходе на единую валюту.

Он еще раз подчеркнул, что на повестке дня обсуждение перехода на единую валюту не стоит. «Этот вопрос, если и возникнет, то только после того, как мы завершим ту большую программу, которая сейчас в договоре намечена. Я думаю, что не раньше 2025 года обсуждение этого вопроса может возникнуть. Хотя все, что связано с девальвациями национальных валют требует как минимум другого, как минимум, начала выхода на согласованные валютные политики. И в этом плане это означает более тесную работу центральных банков, министерств финансов, министерств экономического развития. И такая работа началась, и я надеюсь, что здесь укрепление взаимодействия между финансовыми властями должно создавать более благоприятную обстановку, даже в случае таких сложных экономических ситуаций, которые мы сегодня переживаем», – добавил он.

Еще в апреле заместитель министра национальной экономики Казахстана Тимур Жаксылыков заявил, что Казахстан исключает возможность введения единой валюты в ЕАЭС. «Казахстан занимает четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой и наднациональный валюты в рамках Евразийского экономического союза. Эти вопросы мы не обсуждаем. Это ни есть тема повестки дня… Такой работы проводиться не будет. При этом в рамках ЕАЭС до 2025 года мы намерены провести только гармонизацию законодательства в области регулирования финансовых рынков», — сказал Жаксылыков.

До того член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов заявил, что формирование валютного союза пока не означает введения единой валюты в странах Евразийского экономического союза. «Объективных экономических предпосылок для введения единой национальной валюты на пространстве государств — членов ЕАЭС на сегодняшний день не существует», сообщает пресс-служба ЕЭК.

Президент России Владимир Путин 10 марта поручил ЦБ и кабмину до 1 сентября решить вопрос интеграции в валютной сфере в ЕАЭС и изучить возможность создания в перспективе валютного союза. В ходе встречи между лидерами РФ, Белоруссии и Казахстана в пятницу, 20 марта, Путин заявил, что пришло время поговорить о формировании валютного союза между этими тремя странами.

Документы по формированию Евразийского Центрального Банка с переходом к единой валюте к 2025 году были подписаны в Казахстане в 2014 году. Предполагается, что единая валюта будет названа алтын. С таким предложением ранее выступал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. Обеспечение новой валюты будет происходить за счет экспортного потенциала РФ и РК, предполагают аналитики. На состоявшейся в Астане 20 марта встрече с президентами Белоруссии и Казахстана Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым президент России Владимир Путин заявил, что России, Белоруссии и Казахстану пора приступить к переговорам о создании валютного союза.

«Мы условились с партнерами продолжить координацию монетарной политики. Думаем, пришло время поговорить и о возможности формирования в перспективе валютного союза», — отметил глава российского государства по итогам встречи в Астане с президентами Белоруссии и Казахстана.

quote

Леонид Злотников

Белорусский экономист

Леонид ЗлотниковКак либерал, я считаю: чем больше интеграция, чем больше пространство, на котором действуют рыночные законы и нет никаких препятствий для бизнеса — там быстрее будет развиваться экономика, поэтому я за интеграцию на рыночной базе. Владимир Путин тоже был за интеграцию на рыночной основе. Почему? Потому, говорил он, что потом мы сможем интегрироваться и с Европейским союзом, и с другими объединениями, и наша интеграция станет частью интеграции будущего. Я был за такую интеграцию и сегодня на этой позиции остаюсь.

Введение единой валюты предполагает выравнивание экономических условий. Когда создавали ЕАЭС, говорили о равных макроэкономических условиях. Естественно, инфляция не может отклоняться более, чем на 5%, но в Белоруссии это условие не соблюдается. Естественно, надо выровнять валютный рынок, валютный курс, а валютный курс должен отражать покупательскую способность в естественных условиях — этого нет пока. Каждая страна по-своему проводит девальвацию. Надо выровнять экономические условия. Нужна примерно одинаковая система налогообложения, в частности — доля налогов в ВВП. Надо убрать в Белоруссии перекрестное субсидирование. Иначе наши предприятия белорусские окажутся в неравных условиях и будут убыточными — не потому, что они плохие, а потому, что они в таких условиях. Кстати, убыточных предприятий в Белоруссии реально больше 60%, — продолжил он. — Мы что с такими предприятиями будем вступать в интеграцию с Россией и Казахстаном? Белорусские убыточные предприятия искусственно поддерживаются государством за счёт и кредитно-денежной политики, и искусственного сдерживания цен, и других мер. Равные условия не будут созданы, прежде всего, в силу юридических основ Евразийского союза. У нас что записано во всех документах? Последняя инстанция — это главы государств и главы правительств, которые решают проблемы консенсусом. Предположим, Белоруссия не выполняет какие-то условия. И что смогут сделать с белорусскими чиновниками? Наказать смогут? Нет! Решение будет передано на уровень глав государств. Вот соберутся, приедет президент Лукашенко и скажет: «Да не хочу я этого делать». И всё! И ничего нельзя сделать! Это же не ЕС, где обязательны решения. В ЕАЭС делегируются белорусские управленцы, которых в любой момент могут отозвать, если они будут голосовать не так, как хочет президент — в ЕС такого нет. Та правовая основа, которая есть в ЕАЭС, никогда не приведёт к равным условиям, пока президентом является Лукашенко. Рыночной интеграции не будет.

 

http://regnum.ru/ 10.11.15.

 
quote

Алексей Секарев

Руководитель группы экспертов «Программы содействия ЕаРТС, доктор экономических наук»

Алексей Секарев Единая валюта предполагает наднациональное управление денежной и фискальной политикой. Союз недостаточно консолидирован, а страны-члены слишком различаются по уровню экономического развития и структуре экономик, а следовательно доходов, чтобы наделить наднациональные органы столь широкими полномочиями.

На примере трудностей в зоне Евро видно, что непродуманная кредитная политика и слабая бюджетная дисциплина в одной или нескольких странах могут обусловить кризис на всем пространстве единой валюты. Еще один источник риска — узость налоговой базы, когда ужесточение налогового прессинга на экономику неспособно повысить собираемость налогов. С учетом распространенного нецелевого использования государственных финансов, правительству трудно обеспечить минимальный уровень общественных услуг для граждан, а уж думать о солидном стабилизационном фонде в рамках единого валютного пространства ЕАЭС вообще не приходится. Поэтому отложить вопрос на 10 лет и затем снова проанализировать готовность стран к единой валюте — это правильный подход. С другой стороны, если нынешние центробежные тенденции внутри ЕАЭС сохранятся, то необходимых предпосылок для единой валюты мы не увидим и к 2025 году.

Идея расчетов в национальных валютах не выдерживает критики ни в операционном, ни в экономическом отношении. Доллар всегда будет «маячить» за спиной всех партнеров по торговым сделкам и банков, причем не только при расчетах, но и на стадии разработки бизнес-планов и оценки возможной прибыли, особенно если учесть высокую степень «долларизации» экономик ЕАЭС. Поэтому, с экономической точки зрения, расчеты в национальных валютах приведут к определенной дезориентации предприятий на внешних рынках, в особенности экспортеров на мировые рынки. Как результат, экспортная выручка может снизиться. Дополнительный риск для экономик ЕАЭС кроется в нестабильности курсов национальных валют. Страна, где валюта обесценивается по отношению (опять же) к доллару и евро, резко теряет привлекательность как рынок сбыта, тем более если расчеты по поставкам идут в ее валюте. С другой стороны, некоторые интеграционные объединения в прошлом использовали особую расчетную единицу во взаимной торговле. Теоретически, такая возможность для ЕАЭС открыта в случае укрепления интеграционных процессов в средне- и долгосрочной перспективе.

https://eadaily.com/  11.11.15.

 

 

11 ноября 2015 г. Депутаты мажилиса парламента Казахстана прокомментировали заявление депутата Госдумы РФ Леонида Слуцкого[10]

В эфире программы «Познер» Леонид Слуцкий сообщил о том, что ведется работа над созданием единой расчетной единицы для стран ЕАЭС.

«Наша валюта при всей ее волатильности – инструмент обеспечения независимой денежно-кредитной политики, финансовой политики нашего государства. Это – элемент нашей независимости. Гораздо важнее нам работать на укрепление собственной экономики, и тогда не будет ни у кого никаких вопросов. Понимаете, покушаются на слабых, эти заявления появились в том числе и потому, что тенге сегодня «шатается», а когда инструмент сильный, никто на него не посягнет», – прокомментировал Лидер парламентской фракции «Акжол» Азат Перуашев.

«Казахстанская позиция в этом вопросе ясная, ее не раз выражал и глава государства, выражали руководители правительства. Данный вопрос на сегодняшний день не стоит, он не рассматривался. На данном этапе и в целом введение единой валюты не соответствует нашему видению развития Евразийского экономического союза», – отметил его коллега Маулен Ашимбаев.

«Думаю, если у нас – союзное государство в экономическом плане, не политическом, то в любом случае, рано или поздно, у нас будет единая валюта. Потому что на сегодняшний момент иметь в статусе резервной валюты только доллар и иметь с этим очень серьезные проблемы – это неправильно. Если появится новая резервная валюта, то она появится на просторах Евразийского союза при поддержке Китая. Но насколько это реально? Пока неизвестно. Китай сильно в последнее время наращивает свои золотые резервы, это все знают. Казахстан и Россия тоже наращивают. Это говорит о том, что готовится план создания такой валюты, которая будет подкреплена не только вооруженными силами США и их экономической мощью… реально золотыми запасами, как это было до введения Бреттон-Вудской системы. Как показал опыт Европейского союза с введением евро, создавать препоны в виде каких либо СВОП-операций, каких-то межбанковских бирж, на которых будет установлен паритетный курс между союзными государствами – это тяжело. И многие предприниматели с этим сталкиваются, когда российский рубль привязан к доллару, тенге привязан к доллару, и начинается волна девальваций в погоне за экономическим ростом. Я не исключаю того, что будет общая валюта, и не обязательно только в рамках Евразийского союза. Это, возможно, будет одна из резервных валют, которая станет наднациональной, вместо доллара, которая будет обеспечена реальным золотом», – считает мажилисмен от КНПК Айкына Конурова.

 

12 ноября 2015 г. Балансируя между Евросоюзом и ЕАЭС[11]

Балансируя между Евросоюзом и ЕАЭСО возможном подписании в декабре партнерского соглашения с Евросоюзом объявил в Астане премьер-министр Казахстана Карим Масимов, сказав, что правительство страны хочет углублять взаимоотношения с ЕС. Переговоры по 280-страничному документу официально завершились год назад.

Соглашение с Казахстаном кажется более амбициозным, чем ранее заключенные договоренности ЕС с какой-либо другой страной в Центральной Азии или с Россией. ЕС ранее заявлял о заинтересованности в укреплении своего сотрудничества с Казахстаном, крупнейшей экономикой в регионе и ключевым партнером России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 

Новое соглашение охватывает экономику, торговлю и инвестиции, правосудие, а также вопросы безопасности, верховенства закона, соблюдения прав человека, защиты персональных данных. Внешняя политика в документе фокусируется как на региональной безопасности, борьбе с терроризмом, переговорах с Ираном по его ядерной программе, так и на правах человека и развитии демократических институтов.

Соглашение, как ожидается, сильнее укрепит связи ЕС с Казахстаном, чем отношения между Брюсселем и Москвой, чьи усилия по достижению похожего договора были блокированы проблемами, начиная от доступа к энергетическому рынку и заканчивая конфликтом в Украине.

Президент России Владимир Путин, чья международная изоляция растет из-за аннексии Крыма в начале 2014 года, усиленно продвигает политику дедолларизации постсоветского пространства. В марте Путин заявил, что пришло время обсудить введение собственной единой валюты среди стран ЕАЭС. В Казахстане эту идею отвергли. Заместитель министра национальной экономики Тимур Жаксылыков в апреле заявил, что Казахстан занимает «четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой валюты в рамках Евразийского экономического союза». 

Однако на этой неделе председатель комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил, что в настоящее время ведется работа над созданием единой расчетной единицы для стран ЕАЭС. В ответ из Казахстана в один день было сделано два заявления. Пресс-секретарь президента Казахстана Даурен Абаев вчера в Facebook’e написал, что вопрос создания единой валюты ЕАЭС на повестке дня не стоит.

quote

Олжас Худайбергенов

Глава Центра макроэкономических исследований (Казахстан)

Олжас ХудайбергеновВведение единой валюты, понятно, не несет никаких плюсов для Казахстана – это не только потеря самостоятельной денежно-кредитной, валютной, бюджетной политики, но также последний этап экономической интеграции, за которым начинается непосредственно интеграция политическая. Единственная ошибка со стороны Казахстана – это упор в обосновании масштаба необходимой девальвации на привязку к соотношению 1 к 5. В дальнейшем рынок будет теперь это принимать как сильный аргумент, двигая курс тенге к доллару также как рубль будет двигаться к доллару. И если таковая практика сложится в течение нескольких лет, то со стороны российских экспертов будут намеки, мол, а зачем вам тенге, если он и так привязан к рублю. Поэтому, надеюсь, в дальнейших официальных обоснованиях движения курса тенге уйдет эта привязка к пресловутому «паритету»(лишь напомню, правильнее говорить «соотношение», ибо паритет – это 1 к 1).

Но плюсов нет и для России. Во-первых, единая валюта на 90% валюта будет повторять рубль, а потому фактически будет такой же волатильной и зависимой от цены на нефть. Во-вторых, естественно, единая валюта будет также неконвертируемой, как и все валюты, которые будут заменены. В-третьих, проект евро показал неуспешность единой валюты как идеи. Поэтому проект единой валюты провалится и у нас. В-четвертых, если введение единой валюты рассматривается как способ экономической экспансии, то это устаревший способ, который надо бы оставить в прошлом 20-м веке. 

Нынче есть куда более гибкие, эффективные, и менее затратные (экономически и политически) способы экономической экспансии. Более того, даже если рассматривать ЕАЭС как союз партнеров, то с точки зрения долгосрочной устойчивости и гибкости проекта нужна именно многовалютность. В-пятых, проект единой валюты будет восприниматься элитой и населением малых стран ЕАЭС однозначно как возврат к СССР, то есть последующей политической интеграции, даже если это будет отрицаться российскими чиновниками. Поэтому негатив будет предельно высок. А учитывая, что ближайшие годы будут очень волатильными, то весь негатив от курсовых колебаний будет направлен именно против России как инициатора введения единой валюты.

Очень надеюсь, что интерес российской элиты к данной идее постепенно сойдет на нет, так как нынешний формат интеграции обеспечивает более оптимальное и эффективное взаимодействие стран ЕАЭС, какие бы ни были геополитические вызовы ближайшего будущего.

 

http://dixinews.kz/ 15.11.15.

 

 

17 ноября 2015 г. Унификация макроэкономики стран ЕАЭС: без права на ошибку[12]

Унификация макроэкономики стран ЕАЭС: без права на ошибку17 ноября на очередном заседании коллегии (правительства) ЕЭК рассмотрены вопросы интеграции макроэкономической политики. В частности, министром по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяной Валовой был представлен доклад «Об интеграционных мерах по повышению устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС». В докладе содержатся предложения по региональным механизмам обеспечения макроэкономической устойчивости, в том числе по углублению сотрудничества в сферах макроэкономической и валютно-финансовой политики.

Одно из ключевых предложений Комиссии — применение инфляционного таргетирования (контроля) в странах ЕАЭС. Единая цель по инфляции поддержит прозрачность проведения политики национальных (центральных) банков, будет способствовать снижению премий за риск в ЕАЭС, в том числе для внешних инвесторов. При удержании инфляции в странах Союза на одном уровне реальные процентные ставки в государствах-членах начнут конвергировать к близким уровням. При более низкой премии за риск реальные ставки будут еще ниже, что поможет застраховаться от среднесрочных спекулятивных оттоков и притоков капиталов внутри ЕАЭС.

Реализация комплекса предложений ЕЭК совместно с правительствами, центральными (национальными) банками государств-членов ЕАЭС рассчитана на средне — и долгосрочную перспективу.

Между тем, в странах-членах ЕАЭС разные уровни инфляции (к примеру, в Армении, пожалуй, самый низкий уровень инфляции — 4,4% за первые 10 месяцев текущего года). Возможна ли унификация методов борьбы с инфляцией, и как цель — достижение единого уровня инфляции?

Министр ЕЭК Ара Нранян прокомментировал данный вопрос: «Снижение премий за риск будет способствовать снижению кредитных ставок, более благоприятной конъюнктуре для долгосрочных вложений и стабильности экономики для внешних инвесторов и страхует от спекулятивного движения капитала, особенно внутри ЕАЭС. Понятно, что не только инфляция является основной причиной высоких ставок. Однако контролируемый и прогнозируемый уровень инфляции — одно из условий снижения процентных ставок. А в условиях взаимозависимости экономик стран ЕАЭС обеспечение сопоставимости уровней инфляции снизит риски во взаимной торговле, спад которой в 2015 году был вызван в том числе этим фактором. Достижение результатов согласованной политики стран ЕАЭС, а значит и стабильности экономик стран ЕАЭС — это то, чего требуют предприниматели и обычные граждане наших стран».

quote

Марина Лапенко

Директор ИАЦ «Евразия-Поволжье»

Марина ЛапенкоПопробуем коротко подвести итоги такого важного периода как первые «сто дней» членства Кыргызской Республики в ЕАЭС. Во-первых, необходимо отметить, что период вхождения Кыргызстана в ЕАЭС совпал по времени со сложной экономической ситуацией в странах-партнерах. Во-вторых, Кыргызстан оказался не готов к беспошлинной торговле со странами ЕЭАС. В-третьих, негативным фактором процесса инкорпорирования Кыргызстана в ЕАЭС стало сохранение препятствий и ограничений для кыргызстанских товаров, сохранившихся на кыргызско-казахской границе. В-четвертых, благодаря вхождению в ЕАЭС во всей красе проявились недостатки экономической модели, созданной в КР, за последние двадцать пять лет.

Если говорить о положительных тенденциях, то в настоящее время практически подходит к концу процесс адаптации Кыргызстана к техническим регламентам ЕАЭС, выделены средства на модернизацию таможенных пунктов пропуска, оснащения их новейшим оборудованием, ветеринарных и санитарно-фитосанитарных систем контроля, создание новых лабораторий.
По решению Совета ЕЭК Кыргызстан присоединится к 43 секторам единого рынка услуг ЕАЭС, что означает для граждан этой страны возможное снижение стоимости услуг с учетом роста конкуренции бизнес-структур стран Союза на едином евразийском рынке услуг.
Для поддержания  процесса вхождения Кыргызстана в ЕАЭС создан Кыргызско-Российский фонд развития с капиталом в 1 млрд. долларов США. Председатель фонда Нурсулу Ахметова проинформировала население о том, что к ним поступило 114 заявок на общую сумму 940 миллионов долларов. При этом необходимо подчеркнуть, что принципиально важным моментом является, насколько эффективно представители Кыргызской Республики воспользуются предоставленными финансовыми возможностями.

Важной задачей является качественное информационное сопровождение проекта ЕЭАС в КР и недопущение политизации вопросов евразийской интеграции в свете подготовки к президентским выборам 2017 года.

В связи с экономическим кризисом, интеграционный проект подвергается внешнему давлению, который проецируется на каждого участника. И самым слабым звеном в системе ЕАЭС является Кыргызстан. А, учитывая давление на республику со стороны США, неблагоприятную экономическую ситуацию и отсутствие системной информационной работы могут вообще привести к выходу республики из состава ЕАЭС.

Среди других необходимых мер важно отметить и развитие интеграции в валютно-финансовой сфере, снижение зависимости от курса доллара, переход на национальные валюты в рамках торговых операций внутри ЕАЭС.

 

http://www.news-asia.ru/ 18.11.15.

 

 

23 ноября 2015 г. Может ли Кыргызстан отказаться от доллара?[13]

Может ли Кыргызстан отказаться от доллара?О разработке подобной программы сообщил замминистра экономики Данияр Иманалиев. По словам чиновника, существует постановление правительства об указании всех цен в стране в национальной валюте, но оно не выполняется:  «Как мы видим, везде цены указаны в американской валюте. Это неприемлемо, потому что, согласно законодательству, в Кыргызстане все цены должны указываться и все операции производиться в национальной валюте. Сейчас мы начали разработку плана мероприятий по дедолларизации экономики, к концу 2015 года ее должны утвердить. После утверждения начнем действовать по прописанному графику».

Информационный ресурс «Азатык» провел выборочный опрос нескольких кыргызских экспертов об их мнении об инициативе министерства, а также расспросил их, как дальнейшее укрепление доллара может сказаться на экономике Кыргызстана, благосостоянии людей.​

quote

Искендер Шаршеев

Независимый экономист

Искендер ШаршеевБлагодаря высокому уровню долларизации, у многих жителей, импортеров и экспортеров имеются запасы в американской валюте, то есть своеобразная финансовая подушка безопасности. Я считаю, что высокая долларизация нам, напротив, помогла в условиях кризиса и девальвации нацвалюты соседних стран. Поэтому сложилась парадоксальная ситуация, когда мы имеем слабейшую экономику в регионе и крепчайшую национальную валюту.

От укрепления доллара больше всего страдают импортеры, реэкспортеры, работающие в пространстве Казахстана и России предприниматели, совершающие сделки в долларах. Для всех остальных рост курса доллара является благом, ибо они получают больше сомовой наличности. Что касается плана Минэкономики по дедолларизации, то он смысла не имеет. Экономическая ситуация ухудшается не из-за валюты или курсовой разницы, а из-за отсутствия самого экономического роста и общего кризиса – как в нашей стране, так и в соседних. Действия министерства и попытки демонизировать американскую валюту мне кажутся неправильными.

http://rus.azattyk.org/ 23.11.15.

 
quote

Бакыт Сатыбеков

Глава наблюдательного совета Минфина

Бакыт СатыбековДействия министерства по разработке плана по дедолларизации можно расценивать как косность, потому что ведомство действует по принципу «Есть нацвалюта, поэтому нужно думать, как ее сохранить сильной и крепкой». Но даже некоторые богатые соседние страны не могут справиться с этой задачей, а нам и подавно тяжело сделать это. 

К этому вопросу можно подойти с другой стороны. Например, отказавшись от сома и перейдя на устойчивую валюту – доллар или евро. К примеру, купили товары за доллары, за них же и продали. Так делается в Турции, где можно платить за товары и услуги не только местной валютой, но долларами и евро тоже, что стимулирует торговлю. Сейчас же в торговые отношения в Кыргызстане вмешивается обменный курс валют.

Поэтому инициаторам дедолларизации лучше придумать план по переходу на устойчивую валюту. Тогда Нацбанк сосредоточится не только на обменном курсе, а на стабильности финансового сектора. Сейчас же приходится обращать внимание на инфляцию, которая сильно зависит от обменного курса. 

В любом случае, мы вряд ли станем свободной от доллара страной, потому что импортируем и будем импортировать большие объемы товаров, техники и много другого из-за рубежа. Поэтому в ближайшие десятилетие-другое я не вижу возможности отказаться от доллара.​

http://rus.azattyk.org/ 23.11.15.

 
quote

Сергей Пономарев

Президент Ассоциации рынков, предприятий сферы услуг и торговли

Сергей ПономаревОплата за аренду коммерческой и жилой недвижимости осуществляется в долларах, купля-продажа жилья и авто – в долларах, хотя зарплаты выдаются в сомах. Даже в рамках ЕАЭС мы торгуем с партнерами в американской валюте. Таким образом мы сами создаем искусственный спрос на доллары. Хорошо, что в правительстве есть видение и желание перевести все расчеты на национальную валюту вместо доллара. Однако от видения до реализации и практического воплощения идеи в нашей стране, увы, очень далеко.. Нам остается только ждать и надеяться, что вопрос дедолларизации будет решен быстрее.​

http://rus.azattyk.org/ 23.11.15.

 

 

24 ноября 2015 г. Представители Департамента финансовой политики ЕЭК обсудили с экспертами Всемирного банка вопросы сотрудничества в сфере налоговой политики государств-членов ЕАЭС[14]

Представители Департамента финансовой политики ЕЭК обсудили с экспертами Всемирного банка вопросы сотрудничества в сфере налоговой политики государств-членов ЕАЭС24 ноября в Москве представители Департамента финансовой политики ЕЭК обсудили с экспертами Всемирного банка приоритетные вопросы в сфере налоговой политики в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Во встрече со стороны ЕЭК приняли участие представители Департамента финансовой политики – заместитель директора департамента Вадим Ковалёв, начальник отдела налоговой политики Нурматбек Мамбеталиев, начальник отдела платежей и координации в сфере бюджетной политики Сергей Насута. Со стороны Всемирного банка участвовали ведущие специалисты по вопросам государственного сектора Раджула Авасти и Алма Нуршайхова.

В ходе встречи рассмотрены проблемные вопросы в сферах налоговой политики и фискальной консолидации, в отношении которых возможно проведение аналитических исследований Всемирным банком совместно с ЕЭК. Участники обсудили возможность проведения практических семинаров при поддержке Всемирного банка и ЕЭК по повышению квалификации сотрудников финансовых и налоговых органов государств-участников ЕАЭС.

Участники встречи предложили развивать сотрудничество Всемирного банка и ЕЭК в отношении совершенствования и гармонизации налогового законодательства в ЕАЭС на площадке Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию.

Представители ЕЭК и Всемирного банка также обсудили вопросы совершенствования налогового администрирования, информационного обмена, гармонизации в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕАЭС, а также влияния на предпринимателей стран Союза существующих режимов налогообложения.

quote

Ашот Тавадян

Член Евразийского экспертного клуба

Ашот ТавадянГосударства-члены в целях углубления экономической интеграции должны развивать сотрудничество в валютно-финансовой сфере, повышать роль национальных валют государств-членов во внешнеторговых и инвестиционных операциях, а также обеспечивать взаимную конвертируемость валют стран ЕАЭС, разрабатывать и проводить согласованную валютную политику.

Скажем, по газу Армения выплачивает российской компании ”Газпром” в год порядка 400 млн. долларов, газ же продается в Армении в драмах. В то же время Армения из России получает трансфертов в год примерно1.5 млрд. долларов, в основном в российских рублях. При данной схеме взаиморасчетов основная сумма через банки направляется в Россию и конвертируется в доллары на биржах России. В этом случае для того, чтобы заплатить за газ приходится дважды конвертировать валюту, неся соответствующие затраты.

Для согласования национальных валют стран ЕАЭС их курс относительно конвертируемых валют должен соответственно инфляции постепенно понижаться, и это должно происходить согласованно. Постепенное понижение курса содействует экономике, особенно экспорту. В России уровень монетизации – в районе 50%, в других странах ЕАЭС – ниже 40% , в то время, как в передовых странах Евросоюза в районе 100%. Уровень монетизации в странах ЕАЭС поэтапно должен быть приближен к рубежу 70%, в противном случае периодично будут возникать определенные трудности со стабильным ростом экономики и возможностями ее диверсификации, а также могут возникнуть проблемы при взаиморасчетах в национальной валюте. Росту уровня монетизации будет способствовать взаимная конвертируемость и переход во взаимных расчетах на национальные валюты стран. Снижение зависимости от валют других стран, повышение роли рубля во внешнеэкономических расчетах и значимости золотого запаса оправданно. Необходим поэтапный переход к тому, чтобы в странах Евразийского экономического союза инфляция была не выше 5%. Снижение же курса национальных валют относительно курса валют США и Евросоюза должно соответствовать инфляции. При этом следует обеспечить рост монетизации и иметь согласованную ставку рефинансирования. Чрезвычайное значение имеет четкое выполнение договорных обязательств, в частности по вопросам инфляции и валютной политики. Целесообразна корректировка Договора о ЕАЭС и вышеуказанные условия следует систематизировать и сформулировать в Договоре. Ключ от успеха от интеграции стран Евразии и укрепления их экономической безопасности в первую очередь находится в их руках.

 

http://www.aysor.am/ru/ 26.11.15.

 

 

27 ноября 20 15 г. Введение единой евразийской валюты отложили на неопределенный срок. России и ее партнерам рано переходить на алтын или евраз, считают в Банке России и органах ЕАЭС[15]

Введение единой евразийской валюты отложили на неопределенный срок. России и ее партнерам рано переходить на алтын или евраз, считают в Банке России и органах ЕАЭСИзучив вопрос по поручению президента, Центробанк решил отложить проработку вопроса по введению единой валюты на территории Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе регулятора.

По словам источника в ЦБ, для введения единой валюты на территории ЕАЭС нужны согласованные позиции центробанков стран — участниц союза, единые денежно-кредитная, налоговая политика, согласованный валютный курс и пр.

Свобода движения капитала в настоящее время ограничена в том числе за счет ограничений на деятельность иностранных компаний, говорит начальник методического управления Национального рейтингового агентства Максим Васин. Присутствуют также определенные моменты, ограничивающие свободное перемещение товаров в свете российских антисанкций, введенных в августе 2014 года, отметил он. Гражданские кодексы стран ЕАЭС должны быть приведены к единообразию, и на это могут уйти годы, добавила адвокат Нина Еремина.

В марте 2015 года, после трехсторонней встречи с Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым в Астане, президент России Владимир Путин поручал Центробанку и правительству проработать вопрос о введении единой валюты на территории ЕАЭС в срок до 1 сентября 2015 года. В итоге ЦБ подтвердил предварительный вывод экспертов  Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая является исполнительным органом ЕАЭС.

«На территории ЕАЭС сейчас нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций, – говорилось в аналитической записке ЕЭК. – В частности, по итогам 2014 года доля взаимной торговли стран ЕАЭС в общем объеме внешнеторгового оборота составляет 11,7%. Для сравнения: в Евросоюзе объем взаимной торговли товарами, услуг, взаимных инвестиций — 60%. То есть между странами ЕАЭС пока недостаточным является уровень экономического взаимодействия. Кроме того, важнейшая проблема экономического развития стран союза — недостаточно высокий уровень их конкурентоспособности. В товарной структуре экспорта государств ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (по итогам 2014 года — 73,3% от общего объема их экспорта в третьи страны). Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (в 2014 году — 45,5% совокупного импорта), продукция химической промышленности (16,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5%). Анализ внешней торговли государств ЕАЭС, структуры их экспорта и импорта свидетельствует о сохранении пока сырьевой направленности экономического развития стран союза».

В таких условиях, подчеркивали в ЕЭК, введение единой валюты на территории ЕАЭС не представляется возможным.

«В противном случае сохранится высокий уровень волатильности такой валюты от состояния мировых сырьевых рынков, а экономические шоки будут распространяться на весь экономический союз, – сказано в отчете ЕЭК. – Сегодня перед странами Евразийского союза стоят серьезные задачи по модернизации и диверсификации национальных экономик, развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Важное значение имеет принятие мер по развитию технологической и научной кооперации, корпоративной интеграции, стимулированию инновационной деятельности экономических субъектов, реализации политики освоения экономиками стран союза производств, основанных на пятом и шестом технологических укладах. Реализация данных направлений будет способствовать повышению конкурентоспособности наших стран, устойчивому их развитию».

По словам юристов, действующая сейчас договорно-правовая база ЕАЭС тоже не содержит положений о непосредственной валютной интеграции для создания валютного союза и введения единой валюты. Договор об образовании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане, ЕАЭС — это следующая стадия развития Таможенного союза (куда входили Россия, Белоруссия, Казахстан). Впрочем, цель ЕАЭС — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами, а также координация политики в ключевых отраслях экономики — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Известно, что к 2025 году члены союза намерены создать финансовый регулятор (в Алма-Ате).

Константин Корищенко, бывший зампред ЦБ, а ныне завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, пояснил «Известиям», что ЕАЭС придерживается правильного, осторожного курса на выравнивание экономик стран — участниц союза перед введением единой валюты на его территории.

— Все мы помним негативный опыт по введению евро на территории ЕС, за которым последовало падение экономик Испании и Греции, потому что у экономик разных стран разная цикличность, — поясняет Корищенко. — До евро европейцы пользовались ЭКЮ (Еuropean currency unit) — единицей, включающей корзину национальных валют.

 

[1] http://www.eabr.org/

[2] http://www.ritmeurasia.org/

[3] http://www.eurasiancommission.org/

[4] http://regnum.ru/

[5] http://www.eurasiancommission.org/

[6] http://www.rbc.ru/

[7] http://www.eurasiancommission.org/

[8] http://www.eurasiancommission.org/

[9] http://www.panarmenian.net/

[10] http://total.kz/

[11] http://rus.azattyq.org/

[12] http://regnum.ru/

[13] http://rus.azattyk.org/

[14] http://www.eurasiancommission.org/

[15] http://izvestia.ru/