Тезисы советника Президента РФ, академика РАН С.Ю. Глазьева

В условиях агрессии США и ЕС на Украине, которую принудительно отрывают от евразийской интеграции посредством противозаконного создания ассоциации, создание и расширение ЕАЭС служит сдерживающим фактором против разжигания новой мировой войны в Евразии. В этих условиях Россия и ее партнеры по ЕАЭС могут и должны выступить с инициативой создания международной коалиции стран, объединенных по принципу стремления к более справедливому, гармоничному и учитывающему интересы каждого мировому порядку. По сути, речь идет об антивоенной коалиции, так как США ведется глобальная гибридная война, в которой финансовые потоки, ресурсы присваиваются ценой дестабилизации целях регионов.

Такая широкая евразийская коалиция могла бы включать:

  • европейские страны, которые втягиваются в войну против России вопреки их национальным интересам;
  • Китай и Индию, экономический подъем которых может быть торпедирован организованной США дестабилизацией;
  • Корею, страны Индокитая, которые не заинтересованы в ухудшении отношений с Россией;
  • страны Ближнего и Среднего Востока, для которых мировая война будет означать эскалацию собственных региональных конфликтов.

 

Широкая евразийская коалиция должна иметь свою позитивную программу устройства мировой финансово-экономической архитектуры на принципах взаимной выгоды, справедливости и уважения национального суверенитета. Выше уже говорилось о необходимых для этого мерах по финансовой стабилизации, повышению эффективности регулирования финансового рынка, банковских, финансовых и инвестиционных институтов, стимулированию роста нового технологического уклада и прогрессивных структурных изменений, формированию соответствующих новых институтов. Они должны устранить фундаментальные причины глобального кризиса, в числе которых наибольшее значение имеют следующие:

  • бесконтрольность эмиссии мировых резервных валют, приводящая к злоупотреблениям эмитентов монопольным положением в собственных интересах ценой нарастания диспропорций и разрушительных тенденций в глобальной финансово-экономической системе;
  • неспособность действующих механизмов регулирования операций банковских и финансовых институтов обеспечить защиту от чрезмерных рисков и появления финансовых пузырей;
  • исчерпание пределов роста доминирующего технологического уклада и
  • недостаточность условий для становления нового, включая нехватку инвестиций для широкого внедрения кластеров составляющих его базисных технологий.

 

Евразийская коалиция должна выступить с позитивной программой мер по выходу из глобального кризиса путем устранения его причин и создания стабильных условий для функционирования мирового финансового рынка и международного валютно-финансового обмена на взаимовыгодной основе, развития международной производственной кооперации, мировой торговли товарами и технологиями. Эти условия должны позволить национальным денежным властям организовать кредитование развития производств нового технологического уклада и модернизации экономики на его основе, стимулирование инновационной и деловой активности в перспективных направлениях экономического роста. Для этого страны-эмитенты мировых резервных валют должны гарантировать их устойчивость путем соблюдения определенных ограничений по величине государственного долга и дефицита платежного и торгового балансов. Кроме того им следует соблюдать установленные соответствующим образом требования по прозрачности используемых ими механизмов обеспечения эмиссии своих валют, предоставлению возможности их беспрепятственного обмена на все торгуемые на их территории активы.

Одновременно с введением требований к эмитентам мировых резервных валют необходимо ужесточение контроля за движением капитала в целях предотвращения спекулятивных атак, дестабилизирующих мировую и национальные валютно-финансовые системы. Для этого странам коалиции необходимо ввести запрет на транзакции своих резидентов с оффшорными зонами, а также не допускать к схемам рефинансирования банки и корпорации, учрежденные с участием резидентов офшоров. Целесообразно также ввести ограничения на использование в международных расчетах валют, эмитенты которых не соблюдают установленных требований.

 

Для определения требований к эмитентам мировых резервных валют и мониторинга их соблюдения необходимо провести глубокое реформирование

международных финансовых институтов с целью обеспечения справедливого

представительства стран-участниц по объективному критерию из набора признаков относительного веса каждой из них в мировом производстве, торговле, финансах, природном потенциале и населении. По этому же критерию может быть сформирована корзина валют под выпуск новой СДР, по отношению к которой могут определяться курсы всех национальных валют, включая мировые резервные. На начальном этапе в эту корзину могут войти валюты тех стран коалиции, которые согласятся взять на себя обязательства по соблюдению установленных требований.

Осуществление столь масштабных реформ требует соответствующего правового и институционального обеспечения. Это может быть сделано путем придания решениям коалиции статуса международных обязательств заинтересованных в их реализации стран, а также с опорой на институты ООН и уполномоченные международные организации.

Для стимулирования глобального распространения социально значимых достижений нового технологического уклада необходимо развернуть международную систему стратегического планирования глобального социально-экономического развития, включающую разработку долгосрочных прогнозов научно-технического развития, определение перспектив развития экономики мира, региональных объединений и крупных стран, выявление возможностей преодоления существующих диспропорций, включая разрывы в уровне развития передовых и слаборазвитых стран, а также выбор приоритетных направлений развития и индикативных планов деятельности международных организаций.

Чтобы быть устойчивой, евразийская интеграция должна быть достаточно широкой. Низка доля взаимной торговли во внешнеторговом обороте государств-членов является, в том числе следствием относительной узости ЕАЭС, который охватывает лишь часть постсоветского пространства, не говоря уже о масштабах бывшего СЭВ. За пределами ЕАЭС пока остаются Украина и Узбекистан, с которыми государства-члены связаны тысячами кооперационных производственно-технологических отношений и имеют взаимодополняющие структуры экономики.

 

Источник: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ за 2014 г. «Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы»