Водчиц Дарья Георгиевна. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

«Концепции формирования единого валютного пространства: международный опыт»

1.Цели и задачи

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Государства-участники стремятся содействовать:

– развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

– созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

– интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением таких задач как: формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки.

2.Основные принципы

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

3.Основные направления формирования Единого экономического пространства

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объеме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Международный опыт создания ЕЭП.

В настоящее время, по данным ВТО, в мире существует 12 межгосударственных союзов, находящихся на разных стадиях формирования, имеющих разную степень интеграции и различающихся по эффективности функционирования интеграционных институтов. Каждый из союзов во многом является уникальным: по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, по институциональному устройству, сферам и масштабам деятельности, количеству государств-членов.

Опыт Европейского Союза, функционирующего уже 40 лет, наиболее подходит для формирования Единого экономического пространства.

Истоки ЕС относятся к началу 1950-х годов. Отдельные его элементы применительно к угольной и металлургической отраслям промышленности содержались в Договоре о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС, 1951 г.). Секторальный характер имеет и Договор о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом, 1957 г.).

На принципиально новый уровень вопрос о создании ЕС был поднят подписанием в 1957 г. в Риме Договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС, с 1992 г. официальное название – Европейское сообщество). Римский договор существенно расширил сферу интеграционного взаимодействия стран-членов. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции: от таможенного союза к экономическому и валютному, а в дальнейшем (хотя в Договоре об этом прямо не сказано) – и к политическому союзу. Само по себе провозглашение долговременных экономических целей, подкрепленное разработкой нормативных положений, обеспечивало качественный прорыв во взаимоотношениях стран-учредителей.

Важно подчеркнуть, что все шесть стран-учредителей ЕЭС, находились на примерно одинаковом уровне экономического развития и имели сходную структуру хозяйства, основанную на высокоразвитой промышленности и открывающую возможности для производственной, межотраслевой и внутриотраслевой, кооперации, что является главной предпосылкой успешной экономической интеграции. Несмотря на значительные разногласия они были заинтересованы действовать сообща и проявляли сильную политическую волю к объединению. Это создавало почву для нахождения взаимоприемлемых компромиссов.

Сопроводив соответствующие положения Римского договора множеством оговорок, отражавших их опасения и колебания, страны-учредители ТС договорились о постепенной отмене таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, об условиях введения общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий по разработке и реализации общей торговой политики. Ставилась цель обеспечения свободного передвижения между странами-членами не только товаров, но также услуг, капиталов и лиц. Таким образом мероприятия в таможенно-тарифной сфере изначально рассматривались в неразрывной связи с мероприятиями по развитию интеграции в других сферах хозяйственной жизни, что также способствовало успешному созданию и функционированию таможенного союза ЕС.

Для формирования таможенного союза устанавливался переходный период продолжительностью в 12 лет: с 1 января 1958 г. по 1 января 1970 г. Однако, тарифная либерализация и переход к Единому таможенному тарифу оказались не самым трудным делом. Понадобилось еще более 20 лет для полной ликвидации таможенных барьеров на пути передвижения товаров внутри Сообщества. Это произошло после принятия в 1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА), ставившего целью создание единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого действовали бы четыре «свободы» – на передвижение товаров, услуг, капиталов и лиц. Завершение его создания (в основном к 1 января 1993 г.) привело к отмене таможенного контроля на границах между странами-членами.

Основные этапы экономической интеграции.

Экономическая модель каждого интеграционного образования — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов, формирующих региональный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая интеграционная система уникальна, и механическое заимствование ее опыта малоэффективно. Однако проведение сравнительного анализа имеющихся в мире интеграционных образований и торгово-экономических групп говорит и об определенных общих закономерностях развития интеграции, последовательного прохождения ее через ряд этапов, каждому из которых присущи особые характерные черты, разная степень интенсивности интеграции, ее глубина и масштабы.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стадий интеграции стала схема Б. Балассы.

Б. Баласса различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений). Рассмотрим их, учитывая современные модификации данной теории, внесенные конкретным опытом функционирования Европейского союза и других интеграционных групп:

  • зона свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • общий рынок;
  • экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз);
  • полная экономическая и политическая интеграция.

Рассмотрим каждый из этапов (типов соглашений) подробнее.

Зона свободной торговли. Под ней принято понимать такую форму интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

Таможенный союз. Основное отличие от зоны свободной торговли заключается в том, что участники таможенного союза не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Согласно ст. XXIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже — Европейский союз), а также МЕРКОСУР. При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран — участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции.

Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовершенствованным формам торгово-экономических союзов.

Общий рынок. В добавление к имеющимся преимуществам в рамках таможенного союза этот этап интеграции предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производств. Предполагается сближение национальных законодательств, стандартов, а также развитие институциональных основ интеграции, общих органов управления объединительными процессами.

В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки ряда стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда, специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. Этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. Возникает необходимость дальнейшей унификации, согласования и координации экономической политики стран — членов интеграционной группы. При этом создаются общие координирующие органы.

Экономический союз. Эта форма интеграции предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участницами. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика.

Следует обратить внимание на то, что, как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки, охватывающей все больший круг вопросов. Этот процесс приходит к определенному логическому завершению в рамках комплексной и более сложной формы — следующего этапа интеграции, экономического и валютного союза. Валютный союз — создание единой региональной валютной системы, включая создание единого банка, введение единой валюты, согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и т.д. В этом случае создаются, а точнее, преобразуются общие координационные институты в наднациональные органы, которым передается часть государственного суверенитета для решения проблем координации всех сфер жизнедеятельности интеграционного образования или даже интеграционной государственности.

Полная экономическая и политическая интеграция. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что предполагает не просто согласование, но и проведение общей унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

На этом этапе на основе института наднациональных органов власти постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Таким образом, переход от низших стадий (форм) интеграции к более высоким и есть поэтапный процесс международной экономической интеграции. Длительность этапов определяется комплексом многообразных факторов внутриэкономического, внешнеэкономического, и политического характера.

Однако практика показала, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может происходить столь прямолинейно и поступательно, как предполагает рассмотренная логическая схема. Опыт региональной интеграции (в наиболее развитых формах сфокусированный в рамках ЕС) показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в принятые схемы. Многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в АТР, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию в других. История показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между фазами региональной интеграции: все зависит от конкретно-исторических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран.

Так, в отличие от ЕС страны — члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран — участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка (либерализацию капиталовложении; меры по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды и др.).

В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осакской программе действии с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникацию, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ: совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов — это политический диалог.

Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС. В последние годы Чили применяет новую стратегию, сочетающую R себе региональный и межрегиональный уровни интеграции: она создает своеобразный мост между тихоокеанскими странами Азии и атлантическими государствами Латинской Америки — Бразилией и Аргентиной. Через особую политику либерализации Чили создает «входные ворота» для азиатских товаров на южноамериканские рынки и «выходные ворота» для бразильских и аргентинских товаров на рынки, расположенные по другую сторону Тихого океана.

Как в ЕС, так и в СНГ реализуется модель «разноскоростной» интеграции, предусматривающая в рамках одной интеграционной группы применение разными странами-членами различных форм интеграции. В ЕС практически реализуется концепция «интеграции концентрических кругов» (вокруг ядра — зоны евро-валютного союза). В СНГ получила распространение модель многоуровневой интеграции: Союз России и Белоруссии, формирующий союзное государство; Евразийское экономическое сообщество (ЕпрАзЭС); ГУУАМ; Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦА-ЭС). В последнее время получила развитие новая инициатива четырех государств: России, Белоруссии, Украины и Казахстана о создании единого экономического пространства.

Наконец, развиваются нетрадиционные интеграционные схемы и с точки зрения различных институциональных механизмов интеграции. Среди них выделяются прежде всего «западный» (основан на жесткой институциональной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сроки всеми странами-участницами) и «азиатский», предоставляющий свободу маневра для каждой страны-партнера.

Функции наднационального Центробанка.

Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран.

Центральные банки выполняют следующие основные функции:

– эмиссия банкнот и монет;

– проведение денежно-кредитной политики;

– является «банком банков» — служат расчетным центром банковской системы, предоставляют ей кредиты, в некоторых странах осуществляют надзор за деятельностью банков;

– рефинансирование кредитно-банковских институтов (в том числе с помощью установки ставки рефинансирования, ломбардной ставки и т. п.);

– управление официальными золотовалютными резервами;

– проведение валютной политики;

– регулирование деятельности кредитных институтов.

Важным вопросом в деятельности центрального банка является его независимость от исполнительной власти, от правительства. В связи с этим выделяют экономическую и политическую независимость центрального банка.

Под экономической независимостью понимают возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определённым кругом полномочий, направленных на принятие оперативных решений при проведении денежно-кредитной политики.

Под политической независимостью понимают уровень самостоятельности центрального банка во взаимоотношениях с правительственными органами при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.

Факторы, влияющие на независимость центральных банков:

– участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;

– процедура назначения (выбора) руководства банка;

– степень отражения в законодательстве целей, функций и задач центрального банка;

– право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

– правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны;

– взаимоотношения между центральным банком страны и правительством.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран – участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

– адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

– определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) – это центральный банк Евросоюза и зоны евро и самый независимый ЦБ в мире. Европейский центральный банк имеет право самостоятельно решать вопросы, связанные с евро. Его первый президент – Вим Дуйзенберг – был избран в 1998 году сроком на 5 лет. В октябре 2003 года был избран новый президент – француз Жан-Клод Трише. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка. В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону.

Главные функции банка:

– выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

– содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро;

– эмиссия банкнот евро;

– установление основных процентных ставок.

– поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Основными индикаторами для ЕЦБ является индекс цен на товары потребителей (HICP) по всему ЕС (не должен превышать 2% по итогам года) и объем денежной массы (прирост за год не должен быть более 4,5%).

Европейский центральный банк

Европейский центральный банк

Жан-Клод Трише

Жан-Клод Трише

Опыт формирования и реализации проекта единой валюты Европейского экономического союза.

В Европе функционирует Экономический и валютный союз и новая валюта – евро. Судя по тому, как проходит вживление новой валюты в экономику Европы можно сказать, что мировая экономическая теория получила еще одно   блестящее   подтверждение   работы   тщательно   спланированных экономических   механизмов.   Предполагается,   что   евро   станет   мощным противовесом американскому доллару и укрепит позиции ЕС в этом отношении, ведь Европейский союз – единственная из интеграционных группировок мира, которая полностью закончила формирование единого внутреннего рынка и поставила цель создать экономический и валютный союз.

В апреле 1989 г. был обнародован так называемый доклад Делора -предварительный проект Экономического и Валютного союза. Высказанные идеи вызвали огромный резонанс и увлекли   не   только   значительную   часть западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект ЭВС, поддержанный средствами массовой информации, стал в первой половине 1989г. символом нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие события разворачивались с удивительной быстротой.

Вначале на Мадридском саммите в июне 1989 г. были приняты два основных организационных предложения, выдвинутые комитетом Делора:

1.Начать первый этап перехода к экономическому и валютному союзу с 1 июля 1990 г.

2.Созвать межправительственную конференцию для выработки изменений к основополагающими договорам, без которых невозможно продвижение к последующим этапам.

К декабрю 1990 г. комитет управляющих центральными банками и Валютный комитет ЕС практически подготовили проект устава будущего Европейского центрального банка.

При обсуждении вопроса о переходе к заключительной стадии перехода к евро произошло столкновение между двумя принципиально разными подходами – экономическим и монетаристским, фундаметалистким и прагматическим.

Первый подход был представлен главным образом ФРГ и Нидерландами. Эти страны определенно выступали за фиксацию обменных курсов и введение единой валюты, но при условии обязательного и строгого соблюдения критериев конвергенции. Поскольку невозможно было предугадать, когда этого можно достичь, ФРГ и Нидерланды возражали против того, чтобы заранее утвердить дату перехода к полному экономическому союзу.

Второго подхода придерживались Италия и несколько смягченно форме Франция. Они подчеркивали мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно   их точке зрения, установление твердой даты перехода должно было подстегнуть национальные правительства и рыночные силы, создать политические условия для принятия непопулярных мер экономии и, в конечном счете, резко ускорить экономическую конвергенцию.

На межправительственной конференции не удалось найти окончательного решения этой проблемы. Компромисс был достигнут лишь в ходе   самого Маастрихтского саммита, который и утвердил текст поправок, необходимых для реализации экономического и валютного союза.

Окончательный текст договора представлял компромисс между взглядами “экономистов” и “монетаристов”. Можно сказать, что “битву” выиграли обе стороны. “Монетаристская” точка зрения восторжествовала в том, что государства – члены ЕС договорились установить твердые сроки создания ЭВС. “Экономисты” же имели все основания считать, они одержали победу, настояв на строгих критериях отбора кандидатов на участие в зоне евро.

Таким образом в Маастрихте было достигнуто:

– Договор о Европейском Союзе заложил прочную правовую основу будущего экономического и валютного союза и единой валюты.

– Была определена институциональная структура.

– Установлен точный график трех этапов перехода к экономическому и валютному союзу и в общих чертах определено их содержание.

– Были согласованы и утверждены основные критерии конвергенции, которые являются обязательными условиями вступления стран – членов ЕС в экономический и валютный союз.

– Утверждены приоритеты кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза.

После длительного подготовительного периода лидеры 15 стран Европейского Союза на встрече в Брюсселе в мае пошлого года решили ввести, начиная с января   1999г., в одиннадцати странах Евросоюза   новую Экономическую и Валютную систему и денежную единицу евро, которая стала основной валютной системы. В число одиннадцати государств, объединившихся в Евроленд, вошли: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Австрия, Исландия, Португалия, Финляндия.

Вместо   Европейского   валютного   института   создан   Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) – новый наднациональный орган со штаб-квартирой во Франкфурте. Банк располагает общим резервом почти в 60 млрд. долларов или 50 млрд. евро. Руководство ЕЦБ составили 11 управляющих центральными национальными банками и 6 назначенных в Брюсселе членов дирекции. Возглавил банк голландец Вим Дейсенберг – президент Европейского валютного института, предшественника ЕЦБ. Через 4 года его на этом посту должен сменить нынешний председатель Центрального банка Франции Трише. Если все будет развиваться, как задумано, евро превратит ЕС в крупнейший экономический центр, который на равных поведет борьбу за мировые рынки товаров, услуг и капиталов не только с Японией и другими азиатскими “тиграми”, но и с США. До последнего времени европейцы часто проигрывали им на международном рынке во многом благодаря отсутствию единой валюты. И по населению, по объему ВВП, и по доле в международной торговле страны ЕС в целом вполне сопоставимы с США и, безусловно, обгоняют Японию. Большинство экономистов ожидают в дальнейшем постепенное увеличения удельного веса евро, и прежде всего за счет доллара, в торговле, валютных резервах и портфелях. Ожидается, что в зону евро будут втянуты не только 11 государств ЕС, но и остальные страны Евросоюза, а также страны-кандидаты в союз, включая государства Центральной и Восточной Европы. Евро постепенно станет основной международной валютой в регионе Средиземного моря, распространяя ареал своего влияния и проникновения в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока и далее в Азию.

Валютный союз – исключительно трудный и рискованный проект. Его реализация связана с массой непредвиденных сложностей, огромных затрат сил и финансовых средств. Общий баланс прибылей и убытков может по-разному сложиться для различных стран, слоев населения и отраслей. ЭВС основан на четырех основных элементах:

– едином рынке, обеспечивающем полную свободу движения людей, товаров, услуг и капитала;

– общей политике конкуренции и других мерах, нацеленных на усиление рыночной конкуренции;

– общей политике структурных изменений и регионального развития;

– координация макроэкономической политики, включая обязывающие правила бюджетной политики.

В основы функционирования ЭВС входят такие вопросы, как: проведение общей внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, юстиция и пограничный контроль, в которых Европейское Сообщество уже накопило значительный опыт и где достигнуты ощутимые успехи. Все 11 участников ЭВС добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно проведение валютной, эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне.

Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население повсюду имели бы одинаковые условия для хозяйственной   деятельности. А для хозяйственной деятельности   нужна общая валютно-финансовая, политика и денежная единица. Поэтому сам   валютный союз немыслим без общей экономической политики, так как единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п. Еще только начиная работу по созданию проекта экономического и

валютного союза, все участвующие комитеты были единодушны в вопросе оконечной цели ЭВС, которая состояла в том, чтобы:

– полностью либерализовать движения капиталов в так называемой “зоне евро”;

– полностью интегрировать финансовые рынки;

– иметь полную и необратимую конвертируемость всех валют, основанную на не подлежащей пересмотру фиксации валютных паритетов;

Причем это должно быть достигнуто путем отмены лимитов колебаний внутри Европейской валютной системы   и   в   конечном   итоге   замены национальных валют единой валютой.

– формирование единого рынка, который был бы сопоставим с рынками США и Японии. В частности при создании ЭВС образовался второй по величине рынок ценных бумаг;

– устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли;

– ускорить процесс унификации в рыночной практике;

– увеличение прозрачности в процессе ценообразования.

Заключение.

В заключении можно сказать, что со временем евро сможет стать второй резервной валютой мира и затем начнет постепенно вытеснять доллар из международных расчетов. По некоторым оценкам у ЕС имеется для этого реальные шансы. Если в 1983 году к американскому доллару были привязаны 34 валюты других стран, то в 1994 году – 25, тогда как 19 стран ориентировались на западноевропейские валюты, включая экю.

Единая валюта евро должна устранить риски, связанные с обменом валют, и тем самым создаст более благоприятную среду для инвесторов.

Многие в ЕС ожидают, что введение евро снизит инфляцию, процентные ставки и облегчит для ЕС налоговую реформу, которая давно уже буксует и стала самым застойным участком   интеграции. Таким   образом, евро стимулирует рост производства и занятости. Планируется улучшения конъюнктуры на рынке труда, рост доходов граждан и относительное сокращение расходов, в том числе на частные денежные переводы, международную связь, иностранный туризм.

В комплекс мероприятий, связанных с переходом к единой валюте входит установление единого банковского процента во всех 11 странах, что также облегчает проблему получения коммерческих кредитов. Правда, пока достижение этой цели продвигается медленно и трудно. В случае единой ставки процента кредиты проще будет брать в той же стране, где закупается импортный товар, а не искать по всей Европе, где процент ниже. Целому ряду стран потребуется снизить свою банковскую учетную ставку, а это означает более дешевый кредит и, как следствие, оживление деловой активности.

 

Список литературы и источников.

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные отношения/Ростов на Дону, 2001- 416 с.
  2. Буторина О. Трудный путь к единой европейской валюте/Москва, 1998
  3. Гатина Г.Ф. Мировая экономика/Москва, 2001- 384 с.
  4. Джесси Рассел Центральный банк/ Санкт-Петербург, 2012- 120 с.
  5. Еременко А.А. Единая валюта в интеграционных группировках/Москва, 2000- 186 с.
  6. Моисеев С. Р. Возникновение и становление центральных банков/ Москва, 2013- 312 с.
  7. Спиридонов И.А. Мировая экономика/Москва, 2002- 256 с.
  8. Эриашвили Н. Д. Банковское право/ Санкт-Петербург, 2009- 608 с.