Харлашина Анастасия Андреевна. Прикладное исследование Первой ступени Международного конкурса «Валюта ЕАЭС – 2015»

«Единое валютное пространство: анализ мнений о концепциях и инструментах политических и бизнес-элит стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС»

Глава I. Концепции создания единого валютно-финансового пространства

1.1 Основные направления формирования валютно – финансового союза стран БРИКС

Формирование валютно-финансового союза стран БРИКС предполагает финансирование данного проекта странами- участницами. С одной стороны, неизбежно возникают опасения высоких затрат на создание и функционирование нового валютно-финансового союза. Но, с другой стороны, валютная интеграция стран БРИКС позволит решить проблемы обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах и снижения уровня влияния внешних факторов на экономику стран БРИКС, что создаст объективные условия для усиления роли стран БРИКС в глобальной экономике и привлечения дополнительных инвестиций. 

Основной целью функционирования валютно-финансового союза стран БРИКС должно стать сглаживание особо острых экономических проблем и международных дисбалансов. В дальнейшем, при успешной реализации этого проекта, БРИКС следует создавать резервы или их часть в национальных валютах, что также снизит зависимость экономик этих стран от мировой валютной системы, выстроенной на базе доллара. Создание валютно-финансового союза стран БРИКС может проходить поэтапно. 

В рамках первого этапа формирования валютно-финансового союза страны БРИКС подписали в июле 2014 г. Соглашение о создании Нового банка развития – НБР и Валютного фонда БРИКС. Банк будет специализироваться в основном на финансировании инфраструктурных проектов, направленных на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках.
Важным элементом функционирования Банка развития является определение принципов формирования его капитала. Предполагается, что капитал банка будет формироваться из трех источников: средства государств-участниц БРИКС; средства и проценты, выплаченные по кредитам; другие поступления, осуществление которых будет утверждено управляющим Советом банка. 

На начальном этапе финансирование НБР должно осуществляться за счет средств стран БРИКС, общие договоренности по этому вопросу уже достигнуты. В ходе развития его деятельности большая часть сумм будет направлена в капитал кредитно-финансового института за счет погашения кредитов и выплаты процентов по ним. Утверждать, что работа Банка БРИКС будет полностью самоокупаемой, было бы излишне оптимистично. Возможность прямого финансирования работы Банка должна будет сохраняться. 

По существу создание Банка и Фонда стран БРИКС представляет собой начало реализации первого этапа формирования валютно-финансового интеграционного союза стран БРИКС. Далее этот этап предполагает формирование единой межнациональной платежной системы с использованием во взаимных расчетах национальных валют.
Нельзя утверждать, что функционирование нового валютно-финансового союза БРИКС имеет только положительные моменты [1]

1.2 ЕАЭС о валютно-финансовой интеграции

Интеграционные процессы в ЕАЭС развиваются в достаточно непростых условиях, когда обостряются глобальные проблемы в политике и экономике, а политика все сильнее влияет на экономику. В данной ситуации выиграет только мощный интеграционный блок. Вместе с тем для того, чтобы ЕАЭС стал мощным союзом, предстоит проделать большую работу, в том числе в валютно-финансовой сфере. Ведь в процессе интеграции нужно видеть не только мгновенные выгоды, но и перспективы. Результатом интеграции в валютно-финансовой сфере должны стать: снижение трансакционных издержек, снижение рисков, обеспечение эффективного и пользования денежных ресурсов на всем пространстве интеграционного блока.

В рамках интеграционного объединения ЕАЭС потребуется поэтапное создание сначала общего, а затем единого экономического пространства, также будет необходимо сформулировать общую валютную стратегию. Это подразумевает создание таможенного союза, платежного союза и общего рынка в рамках общего экономического пространства, и экономического и валютного союз[2].

1.3 Интеграция в валютной и финансовой сферах на примере БРИКС

Валютная интеграция стран БРИКС позволит решить проблемы обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах и снижения уровня влияния внешних факторов на экономику стран БРИКС. Основной целью функционирования валютно-финансового союза стран БРИКС должно стать сглаживание особо острых экономических проблем и международных дисбалансов.

Реализация этого потенциала, безусловно, позволит странам БРИКС более эффективно влиять на глобальные финансово-экономические процессы.

Сегодня в результате практически монополии доллара в международных экономических расчетах очень сильно страдают торговые отношения между странами БРИКС. Очень часто в результате девальвации к доллару США одной из валют страны БРИКС сильнее, чем остальных, складывается ситуация, когда экономические субъекты этих стран искусственно оказываются в невыгодном положении или наоборот более выгодном положении относительно других участников. Также постоянная привязка к доллару США не дает странам БРИКС полноценно развернуть развития с Запада на Восток[3].

По итогам последнего Саммита БРИКС образовалось начало нового экономического мироустройства. Если представить, что страны-участницы выпустят свою валюту-БРИКС , то уже сейчас будут проводить сделки безналичным расчетом между собой. Потом уже появятся бумажные деньги, которые на Международном финансовом рынке БРИКС приравняют к пяти валютам – рубль, юань, рупий и т.д., что будет также подкреплено экономикой этих стран, – отметил Савелов в интервью НСН.Поэтому валюта БРИКС с легкостью может вытеснить доллар и понятно, что Америка этому станет мешать – уже сейчас с их стороны началась череда новых санкций против главного оппонента – России”.

“Безусловно, доллар не исчезнет, потому что он по-прежнему будет оставаться основной валютой США, однако, при условии того, что к пятерке БРИКС могут присоединиться и другие страны, это будетмощнейшая валюта, которая так незаметно одним росчерком пера вытеснит доллар”, – заключил эксперт НСН.[4]

Глава II. Конструктивные мнения в перспективе валютно-финансовой интеграции

В Астане на встрече глав государств-партнеров по ЕАЭС президент РФ Владимир Путин заявил, что «пришло время поговорить о возможности формирования в перспективе валютного союза». По мнению российского лидера, «работая плечом к плечу, проще реагировать на внешние финансовые, экономические угрозы, защищать наш совместный рынок».[5]

Алексей ПортанскийПрофессор Высшей школы экономики в Москве Алексей Портанский по данному вопросу высказался следующим образом: 

– Власти любят сравнивать нашу интеграцию с Евросоюзом. Страны Евросоюза прошли путь длиной в 42 года от Таможенного к валютному союзу – с 1957 по 1999 год. При этом в европейских странах более высокий уровень экономического развития. Наш союз учрежден в 2007 году, с тех прошло только 8 лет. Если мы планируем развиваться динамично, то от данной инициативы эффекта не будет. Кроме того, внутри ЕАЭС много нерешенных вопросов, которые касаются еще Таможенного союза. Как показал опыт интеграции Евросоюза, нужно пройти все этапы становления, чтобы не оставались невыполненные пункты и «хвосты». [6]

Калым БайназаровЭкс-председатель Нацбанка РК Калым Байназаров: Не является ли политика дедолларизации частью инициативы по введению единой валюты на пространстве ЕАЭС? 

– Будь то единая валюта, национальная или другая, понятно, что это быстро не изменит настроение людей. Программа дедолларизации – работа не одного дня. У нас национальная валюта два раза девальвировалась, люди прогорели. И не секрет, что они перевели свои сбережения в доллары. Этого не избежать. Поэтому это очень деликатный вопрос. В первую очередь от Нацбанка и властей требуется восстановить доверие народа к национальной валюте. На это нужно время. Конечно, как специалист я поддерживаю программу дедолларизации. Сейчас доллар очень силен, надо победить его с умом и потихоньку начинать восстанавливать доверие к нацвалюте. А говорить о единой валюте Евразийского экономического союза еще очень рано. Понятно, что власти куда-то спешат, но решение будет зависеть от отношения народа к этому. Я думаю, сейчас нет даже технических возможностей для объединения валюты.[7]

Елена СемакЕлена Семак: «главное – не потерять динамику развития интеграционных процессов»

Какие наиболее важные задачи стоят перед ЕАЭС?

Главное сейчас – не потерять динамику развития интеграционных процессов: необходимо максимально быстро совершенствовать корпоративную интеграцию, т.е. создавать свои промышленные сети и деловые группы, сов- местные транснациональные корпорации для проведения импортозамещения, реиндустриализации и модернизации экономик. Нужна новая модель управления народно-хозяйственным комплексом наших стран, в создании которой основную роль должно сыграть молодое поколение. Интеграция дает возможность добиться высокой эффективности при согласованной промышленной и аграрной политике, совместном инновационном и технологическом развитии, что повысит конкурентоспособность наших экономик и позволит объединить усилия на внешних рынках.

Что, на ваш взгляд, необходимо для развития интеграционных процессов в ЕАЭС?

Евразийский союз, конечно, проект в первую очередь экономический. Но любой специалист в области экономики скажет вам, на- сколько важен человеческий фактор. Поэтому ЕАЭС стал уже и идеологическим, духовным проектом, фактически защищающим наши морально-этические ценности, которые народы стран-участниц вырабатывали тысячелетиями. На прошлой неделе Евросоюз начал обсуждать создание системы русскоязычных СМИ для жителей Европы и наших стран. Речь идет об открытии нового телеканала, который должен подавать новости в альтернативном свете, опираясь на достоверные факты. Европейские чиновники настаивают, что канал не ста- нет рупором западной пропаганды, а будет противодействовать активности российских СМИ на Западе. Думаю, под шквал критики по- падет именно наш интеграционный проект, в его деятельности будут находить «соломинки», не обращая внимания на собственные «бревна». Поэтому нам так важно создавать совместные журналы, газеты, телеканалы (пока их очень мало), откуда люди – и в первую очередь молодежь – смогут узнать реальные факты интеграционных процессов, их плюсы и минусы, различные точки зрения представителей стран Евразийского союза.

Формирование единого экономического пространства в рамках ЕАЭС предполагает создание общего рынка товаров и услуг. А какие еще составляющие характеризуют единое экономическое пространство?

Государства, находящиеся на территории бывшего Советского Союза, на протяжении последних 10-15 лет активно взаимодействуют между собой в экономическом, культурном и социальном плане. Интеграционные процессы, объединившие Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию, уже привели к созданию нескольких крупных группировок, в основу которых легли экономические взаимоотношения. При этом благо- даря развитию информационных технологий страны вышли на тот уровень, когда качество, скорость, доступность и актуальность информации, в равной степени востребованные все- ми участниками экономических процессов, определяют эффективность. В современной практике уже существует опыт создания единого информационного пространства на уровне предприятия, холдинга, города или даже субъектов одного государства. Но проблема информационных коммуникаций на поле, объединяющем несколько стран, до сих пор не решена в полной мере..[8]

О формирования единой валюты в ЕАЭС пока не планируется. По последним данным, только проходит обсуждения о необходимости валютной координации. По вопросу единой валюты слишком много сомнений и у экспертов, и у лидеров и идеологов евразийской интеграции.

Конструктивное положение дел, по факту, отстает от желаемого.

«Введение единой валюты на территории ЕАЭС пока не планируется. У нас в Договоре о ЕАЭС о единой валюте ничего нет. Такой разговор начался, но не применительно к единой валюте. Речь идет о валютной координации и возможности перехода к валютному союзу в перспективе», – разъяснила Т. Валовая.[9]

По мнению М. Делягина, валютный союз – дело нужное и полезное. Также понятно, что наличие единой валюты упрощает многие процессы, в том числе процессы ведения бизнеса и вложения инвестиций. Однако до этого предстоит решить огромное количество проблем, заняться вопросами более прозаичными. Суть их – поступательное укрепление интеграции, в котором императивом выступает модернизация национальных экономик. «Безусловно, модернизация является категорической необходимостью, двигателем интеграции. Если мы будем интегрировать экономики отсталые, проигрывающие глобальную конкуренцию, интеграции у нас не получится, – констатирует эксперт. [10]

Анализируя содержание Договора о ЕАЭС, эксперт констатирует, что в документе не прописаны жесткие обязательства относительно ликвидации нетарифных барьеров. Что же касается финансового регулирования – они ограничиваются весьма расплывчатым обязательством сформировать к 2025 г. единый финансовый регулятор, который будет заниматься исключительно финансовым надзором на территории ЕАЭС, но никак не согласованной единой денежно-кредитной политикой. Между тем опыт, к примеру, евроинтеграции показывает: если переходить к единой валюте без создания наднациональных органов бюджетного регулирования и без проведения если не единой, то согласованной бюджетной политики, неминуемо возникнут проблемы.

По мнению экспертов, мнимой поддержки валютного сближения может провоцировать как экономические, так и политические проблемы в отношениях стран-участниц ЕАЭС.

«Государства понесут существенные экономические издержки, ибо они не готовы сейчас к формированию единой валюты. За это кто-то должен платить. Однако если Россия, которая является самой большой экономической величиной союза, готова каждый год комментировать эти издержки, то можно и перейти к единой валюте», – считает Асатрян.[11]

По его словам, вместо обсуждения единой валюты странам ЕАЭС не помешало бы подумать о преодолении экономического кризиса на евразийском пространстве и налаживании экономической интеграции в целом.

Внедрения единой валюты для стран-участников может оказаться как плюсом, так и минусом.

К одному и плюсов, можно отнести консолидация торговли, снимание таможенных и регистрационных барьеров, но и не без этого, существует вероятность  возникновения из-за разного вида конкурентоспособности в промышленности, уровне образованности кадров и стоимости заимствования на текущий момент.

По мнению профессора Л. Н. Красавиной, выполнение стратегической задачи – введение единой региональной валюты на евразийском пространстве – трудный процесс. Судя по опыту Евросоюза, предстоит реализовать основные принципы формирования валют- но-экономической интеграции. В их числе поэтапность, разноуровневая и разноскоростная интеграция с учетом различий экономического развития стран-членов, сочетание рыночного и государственного регулирования, создание наднационального регулирующего уровня.[12]

Глава III. Перспективы создания единой системы.

3.1 Рубль – как аналог евро?

Единая валюта в рамках ЕАЭС – давно обсуждаемая тема, но создание единой мировой валюты – вопрос отдаленной перспективы. Ее перспективы весьма интересны: она будет пользоваться спросом внутри стран-участниц, сокращая тем самым использование местных валют. Данное предложение было высказано Россией, которая предлагает созвать международную конференцию для обсуждения вопроса о создании единой мировой валюты на уровне уполномоченных представителей правительств и экспертов. Предложение, чтоб рубль стал единой валютой, не у всех стран-участниц вызвало одобрение.

Для начала Владимир Путин предлагает отказаться от американского доллара как средства пересчета контрактов. Следующим шагом, судя по всему, должно стать использование российского рубля в качестве универсальной валюты при расчетах между странами Евразийского экономического союза.Но единой валютой ЕАЭС российский рубль вряд ли станет. Главы Беларуси и Казахстана не согласятся перевести свои страны на российские рубли, не получив доступ к эмиссионным рычагам. В санкционном режиме, который был применен к России, есть риск отключения от внешних электронных платежей в случае обострения отношений, если страны-партнеры выведут все активы и счета в евро и в долларах из стран НАТО в нейтральные. И для того, чтобы обезопасить себя от этих рисков можно только одним способом – создать единое экономическое пространство со своими ближайшими торговыми партнерами, в котором расчеты велись бы в рублях или какой-то общей валюте.

Но навязывать какую-либо валюту нельзя. Надо договариваться.

В СНГ единую валюту можно ввести двумя способами: посредством некоего платежного эквивалента, вроде некогда ходившего в Европе экю, или всем перейти на российский рубль. Но российская экономика по сравнению с другими странами бывшего СССР настолько велика, что коэффициенты, определяющие вес государства в общей валюте, будут сильно перевешивать в сторону России. Причем по всем показателям – ВВП, товарооборот, размер банковской системы, денежной массы, оборот внешней торговли. Это примерно так же, как взвесить на одной чаше весов объединенную экономику Германии, Франции, Италии, а на другой – экономику остальных стран ЕС. Поэтому, по сути, оба варианта означают переход на рубль.

На переговорах стран ЕАЭС по созданию единого экономического пространства всегда докладывают о продвижении и желании углублять интеграцию. Однако, когда речь заходит о конкретных мерах, основные партнеры России – Беларусь и Казахстан – выдвигают свои оговорки.

Беларусь считает, что к реальной экономической интеграции будет готова только, когда ее экономика вырастет и обретет больший вес среди других стран Содружества. Но для этого нужно, чтобы страна развивалась опережающими темпами, а этого пока не наблюдается, и непонятно, почему что-то должно измениться.

Казахстан считает, что необходимо сначала урегулировать все юридические и таможенные вопросы. Когда это удастся – неизвестно. Партнеры России по евразийским международным объединениям боятся поглощения. Так же, как Россия не хочет зависеть от валюты, которую печатают в США, Казахстан и Беларусь не хотят зависеть от Банка России. А в связи с санкциями боязнь интеграции с “опальной” Россией только усилилась.[13]

Между тем известно, что в проекте договора об ЕАЭС был пункт о создании к 2015 году единого регулятора трех стран — Евразийского центрального банка.[14]

На ранних стадиях подготовки договора предлагалось создать Евразийский ЦБ по аналогии с Европейским центральным банком. В союзе будет единый регулятор с единым эмиссионным центром. Нацбанки сохранятся, но их права будут урезаны. Сейчас Казахстан опровергает и эту версию.

«Трудно представить, чтобы российский Центробанк поделился своими полномочиями с коллегами из Казахстана и Белоруссии, так же как и они — с ЦБ», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Эмиссия единой валюты должна быть в одних руках, иначе будет всплеск инфляции, уверен главный экономист по развивающимся рынкам BankofAmericaMerrillLynch Владимир Осаковский.[15]

Нет валюты — нет суверенитета. Дело в том, что национальная валюта — важнейший признак суверенитета страны, а лидеры Казахстана и Белоруссии болезненно реагируют на тему утраты даже его мизерной части.

«Если будет решение о создании валютного союза, то логично вводить в качестве единой валюты рубль, как валюту страны с наибольшим экономическим весом», — отмечает Осаковский, добавляя, что это будет наиболее дешевое решение.[16]

Но сначала необходимо повысить доверие к рублю, добиться координации макроэкономической политики, снизить инфляцию.

Ни тенге, ни белорусский рубль тем более не годятся на роль единой валюты — хотя бы потому, что они менее стабильны, чем российский рубль, и были девальвированы, отмечает Андрей Кочетков, аналитик компании «Открытие Брокер».

В общем, доллару на пространстве бывшего СССР ничто не угрожает. Он и впредь будет использоваться как средство платежа. А все рассуждения политиков на эту тему – не более чем популистское сотрясение воздуха.

Заключение

Будет ли проект концепции развития платёжных систем на территории ЕАЭС многообещающим?

По последним данным планируется, что переход на расчеты только в национальных валютах (рубли, белорусские рубли, тенге, драм),произойдет к 2025–2030 году.

Идея создания валютного союза обговаривалась ещё до подписания договора о едином экономическом пространстве. То есть, этот уровень интеграции предполагается после прохождения определённых этапов. Но пока ЕАЭС не заработал, мы не можем давать оценку экономическим процессам.

В при создании валютного союза в рамках торговых отношений, как и единого рынка капиталов трудовых ресурсов, это позволит гарантировать дальнейший рост капиталов и инвестиций, снижение валютных рисков и издержек в сделках между корпорациями стран – участниц ЕАЭС. Также, это даст вероятность построения единой наднациональной платежной системы.

При этом созданию валютного союза должна предшествовать реализация определенных задач в национальных экономиках, прежде всего повышение доли расчетов в национальных валютах между резидентами стран – участниц ЕАЭС.

Валютный союз предполагает, что все страны-участницы ЕАЭС будут вести согласованную валютную политику.

Законодательных барьеров на территории стран-участниц для организации расчетов в национальных валютах нет. Поэтому для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах, в первую очередь, требуется системная работа по снижению валютных рисков, повышению ликвидности валют, увеличение востребованности расчетов в национальных валютах со стороны государства и бизнеса, а также мероприятия по сокращению транзакционных издержек в операциях с национальными валютами.

Для создания такой мощной системы, нужно учитывать все плюсы и минусы, опираться на чужой опыт. К тому же, что Казахстан, что Беларусь не так-то просто пойдут на согласие, что фактические при создании единой валюты в виде рублю, они будет зависеть от России, но это не то, к чему стремятся страны-участницы.

Понимая все риски и сбои, уже сейчас должны определить, как не повлечь экономической и валютно-финансовой крах, опираюсь на опыт европейских коллег по интеграционным процессам.

 

Список литературы

  1. Вечерний Бишкек/ Вытеснит ли рубль доллар с рынка ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vb.kg/doc/324765_vytesnit_li_rybl_dollar_s_rynka_eaes.html
  2. Газета.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2014/06/02/6056977.shtml
  3. Елена Семак.Главное – не потерять динамику развития интеграционных процессов // Новая Евразия. 2015. №1. С. 92-93.
  4. Звонова Е.А Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС/ Вестник экономической интеграции. 2014. №5 С. 68-72.
  5. Кавказская политика / Не валютой едины [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kavpolit.ru/articles/ne_valjutoj_edinoj-15272/
  6. Национальная служба новостей / Эксперт: Новая валюта БРИКС незаметно вытеснит доллар [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/expert-new-currency-brics-unnoticeably-displace-the-dollar.php
  7. Радио Аззаттык // Мечта Путина о единой валюте ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.azattyk.org/content/article/26940542.html
  8. Русская народная линия // Пришло время для валюты БРИКС[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ruskline.ru/special_opinion/2015/09/prishlo_vremya_dlya_valyuty_briks/
  9. Суворов И.Г. О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза // деньги и кредит. 2015. №6. С. 4.
  10. STAN RADAR / Валютный союз ЕАЭС: очевидное и вероятное [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stanradar.com/news/full/15956-valjutnyj-sojuz-eaes-ochevidnoe-i-verojatnoe.html

 

[1] Звонова Е.А Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС// Вестник экономической интеграции. 2014. №5 С. 68-72.

[2] Суворов И.Г. О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза // деньги и кредит. 2015. №6. С. 3-4.

[3] Русская народная линия // Пришло время для валюты БРИКС[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ruskline.ru/special_opinion/2015/09/prishlo_vremya_dlya_valyuty_briks/

[4] Национальная служба новостей // Эксперт: Новая валюта БРИКС незаметно вытеснит доллар[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsn.fm/economy/expert-new-currency-brics-unnoticeably-displace-the-dollar.php

[5] Радио Аззаттык // Мечта Путина о единой валюте ЕАЭС[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rus.azattyk.org/content/article/26940542.html

[6] Радио Аззаттык // Мечта Путина о единой валюте ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.azattyk.org/content/article/26940542.html

[7] Радио Аззаттык // Мечта Путина о единой валюте ЕАЭС[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rus.azattyk.org/content/article/26940542.html

[8] Елена Семак.Главное – не потерять динамику развития интеграционных процессов // Новая Евразия. 2015. №1. С. 92-93.

[9] STANRADAR / Валютный союз ЕАЭС: очевидное и вероятное [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.stanradar.com/news/full/15956-valjutnyj-sojuz-eaes-ochevidnoe-i-verojatnoe.html

[10] STANRADAR / Валютный союз ЕАЭС: очевидное и вероятное [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.stanradar.com/news/full/15956-valjutnyj-sojuz-eaes-ochevidnoe-i-verojatnoe.html

[11] Кавказская политика / Не валютой едины [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kavpolit.ru/articles/ne_valjutoj_edinoj-15272/

[12] Суворов И.Г. О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза // деньги и кредит. 2015. №6. С. 4.

[13] Вечерний Бишкек/ Вытеснит ли рубль доллар с рынка ЕАЭС[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vb.kg/doc/324765_vytesnit_li_rybl_dollar_s_rynka_eaes.html

[14] Газета.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2014/06/02/6056977.shtml

[15] Газета.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2014/06/02/6056977.shtml

[16] Газета.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2014/06/02/6056977.shtml